07:52, 25 ноября 2011 года

В Ставропольском краевом театре кукол работают непобедимые оптимисты

При том что театр – поистине замечательный! Давно доказавший творческую состоятельность, а попутно и невероятную, беспримерную стойкость в борьбе с трудностями. Здесь служат искусству непобедимые оптимисты: они многие годы верят в лучшее и талантливо-заразительно учат этой вере своих маленьких зрителей. Несколько поколений актеров прошли в театре школу профессионализма, бережно сохраняя традиции настоящего детского театра – театра для детей, во имя детей. Чудесные, любимые сказочные герои, кажется, вот-вот сами выйдут из-за волшебной ширмы: Дюймовочка и Колобок, Принцесса и Дед Мороз, Заяц и Лиса, Котенок Гав и три веселых братца-поросенка… Ведь это и их юбилей.

В далеком 1936 году вышло в свет знаменательное постановление, согласно которому по всей стране начали создаваться театры кукол, а потому у Ставропольского сегодня немало сверстников в разных городах и весях. Сначала театр находился в тогдашнем центре края - Пятигорске, потом переехал в Ставрополь, и с первых дней на его афишах очень интересный репертуар. Правда, также с первых дней коллективу уготована нелегкая судьба быть без своего помещения, «квартировали» при филармонии.

С началом Великой Отечественной войны ставропольские кукольники активно участвуют в концертных бригадах, выезжающих на фронт, выступают в госпиталях. Постановки соответствовали военному времени – «Петрушка-партизан», например. После войны продолжали трудиться «бригадной» формой. Новый этап настал в 1965 году с прибытием целого десанта выпускников Горьковского театрального училища, по сути, возродивших полноценный театр. И хотя у них в распоряжении по-прежнему оставались всего лишь три крохотные комнатки, а выступать приходилось даже в фойе, талантливая молодежь не унывала, всецело отдавалась сцене под руководством главного режиссера Р. Свиридова. Через несколько лет – новое пополнение, которое сегодня уже вошло в когорту ветеранов театра - Татьяна Стукачева, Ирина и Рашит Темнихановы, художник Игорь Вавилин… Вместе с творческими делами складывались свои внутритеатральные семьи, рождались дети: Темнихановы, Гниденко, Щербаковы, Свиридова и Оганян, Ильядисы, Куликовы…

С уходом на пенсию главного режиссера начался период приглашенных постановщиков, которых со всей страны зазывала художественный руководитель неугомонная Дина Бутинская. Как вспоминает нынешняя заведующая труппой, мастер сцены Светлана Гниденко, было чрезвычайно интересно: каждый новый режиссер приносил свежий взгляд, оригинальные идеи, появлялись прекрасные постановки - «Золотой цыпленок», «Машина чудес», «Машенька и медведь», «Соловей-Император»… Ей-богу, некогда было обращать внимание на бытовые неурядицы. (Между прочим, недавно в архивах нашелся документ от 1965 года, предусматривавший строительство в Ставрополе театра кукол.)

В 2001-м в театр пришел главным режиссером Григорий Гольдман, он ставил много спектаклей, но сохранил и традицию приглашать коллег из других городов. Правда, в конце концов и он не выдержал экстремальных условий, что вполне понятно: тяжело творческому человеку годами чувствовать себя загнанным в эти вот старые-старые стены. Театр снова живет без главного режиссера.

- Стараемся опять-таки приглашать, но все упирается в наши скромные возможности, - говорит заведующая литературной частью Ирина Темниханова. - Мы ведь в основном в детсадах и школах выступаем. Но актерский костяк даже сегодня сохраняется, и хотя наших актеров не раз приглашали в другие театры, почти никто не уехал, люди любят свою профессию и справляются с трудностями. Что-то их держало и держит...

В старинный особняк на проспекте Октябрьской Революции кукольники вошли в 1987 году. Тогда еще худо-бедно действовал зал, и повезло актерам, успевшим воспользоваться здешней сценой, поставить хорошие масштабные спектакли, которые теперь, увы, в прошлом, их просто нельзя использовать в «кочевом» варианте. А приглашать зрителей в аварийное здание вскоре стало опасно. Последним поставили в 2002 году «Кошкин дом» - спектакль с легко читаемым намеком на желанный дом для самого театра. Однако намек не был услышан…

Сегодня, в преддверии большого юбилея, кукольники вступили в очередную полосу оптимизма, как с легкой иронией в голосе выразился директор театра Владимир Губских:

- Буквально на днях в правительстве края сообщили, что театр включен в специальную федеральную программу, предусматривающую выделение 636 млн рублей на реконструкцию. Очень на нее надеемся. Хотя строители сходятся на том, что легче было бы заново построить, но поскольку наше здание в списке памятников архитектуры, ему более ста лет, то будет реконструкция. Фактически отреставрируют лишь исторический фасад, а вся «начинка» будет современная, появятся новые мастерские и иные помещения.

Кстати, Владимир Ефимович тоже ветеран театра: в 1967 году начинал радистом, прошел все ступени, и вот уже двадцать лет директором. А руководить ему выпало в самые трудные годы. Которые, верят ветераны, совсем скоро сменятся новым, светлым этапом.

- Хоть бы уже если не на сцене, то пускай контролерами поработать в новом здании, - смеется Светлана Гниденко.

В ее личном творческом багаже сотни самых разных ролей. Считает, что ей повезло несказанно – как вошла с первых дней в работу, так и по сей день занята в репертуаре. Она без всякой натяжки называет себя счастливым человеком, прежде всего потому, что здесь всегда было творчески комфортно и интересно. С удовольствием вспоминает такие разные постановки – от чисто классических, сделанных с Рудольфом Свиридовым и Людмилой Дросман, до смелых импровизаций и экспериментов с Григорием Гольдманом, отважившимся предложить им даже «Вишневый сад», где кукольники попробовали себя в драматических образах. А сейчас, признается актриса, грустно становится за молодежь:

- Мы-то успели почувствовать настоящее творчество, нынешним сложнее, нет стационара, не едут режиссеры, способные поставить современные спектакли, но не желающие втискиваться в наши рамки… Молодым сложнее реализоваться, а театру в целом сложно проявлять огромный накопленный потенциал. И все-таки мы подогреваемся присутствием молодых. Рядом с ними хочется верить…

Светлана Петровна оборачивается в сторону молодого режиссера Натальи Ледовских, которая сегодня стала своего рода «магнитом» для нового поколения кукольников. Прошла свой актерский путь, в этом году окончила режиссерское отделение Санкт-Петербургской академии театрального искусства, успела поставить несколько интересных спектаклей. В конце прошлого сезона появилась в репертуаре ее инсценировка нанайской народной сказки «Про медведя и евражку». Народная сказка – ее конек, нравится изучать фольклор малых народов, осваивать оригинальный колорит. При этом – обязательно с полезной идеей для юного зрителя. Вот и история про то, как медведь в тайге терроризировал всех зверьков, а потом они, вспомнив завет предков, объединились и дали ему отпор, учит очень важному: добро обязательно побеждает! В сказочной тайге воцаряется гармония. По этому поводу Наталья приоткрывает основу философии спектакля, а по сути, своего творчества:

- Мы всегда наблюдаем в жизни две точки зрения - пессимистическую и оптимистическую. Мне ближе вторая. Потому в наших силах привести мир в равновесие!

Тут стал как-то особенно понятен лозунг, увиденный на старой потрескавшейся стене театрального «репетиционного» зала: «Друзья, добро и позитив». Звучит почти как молитва и клятва одновременно…

Молодежь - действительно надежда театра. А она у него есть. Сразу четверо молодых актеров быстро убедили меня в этом. Три года назад пришел в коллектив Виталий Якушенко, сейчас – актер и студент театроведческого отделения театральной академии Санкт-Петербурга. Мальчишкой занимался в кукольном кружке «Солнышко» у Виктора Ястребцова, а в СШ № 2 ходил в кружок к Ирине Темнихановой. Почти случайно «прибило» сюда два года назад выпускников Ставропольского колледжа искусств Павла Руденко и Романа Горбунова, первый сейчас заочно учится на режиссерском отделении факультета искусств СГУ, второй летом поступил на актерское отделение Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Год назад вслед за ними пополнила труппу умница и красавица Василиса Зенина, тоже выпускница Ставропольского колледжа искусств, учится заочно в вузе. В их послужном списке персонажи вполне сказочные – Медведи, Колобки, Инопланетяне, Носороги, Принцы и даже Колдуны. Честное слово, удивительно и непостижимо: как они пришли в театр, сам внешний вид которого не вяжется с представлением о нынешней амбициозной молодежи.

- Говорят, лучше всего у человека получается то, чем ему нравится заниматься, здесь как-то легко работается, - словно читает мои мысли Павел. - Любимый персонаж? Медведь в «Лисе и Медведе», его каждый раз можно по-разному играть! Добавлять новые краски. Спектакль строится на живом плане, по принципу ростовой куклы, фактически выходишь сам к зрителю, это в чем-то сравнимо с клоунадой.

- А мне нравится мой Заяц Ричи в чудесной постановке «Робот Би-би», возрастная характерная роль! – говорит Роман. – А в спектакле «Осторожно, Коза» у меня сразу роли две – деда и собаки, знаете, там такой пес замечательный – прямо «пограничник», стерегущий горох…

- Я входил в актерство медленно, наблюдал поначалу, работая монтировщиком, зато потом мне доверили сразу две небольшие роли – Зайчика и Собачки в «Морозко», - продолжает рассказ товарищей Виталий. - А в «Прыгающей принцессе» тоже две роли, но уже большие и характерные: гламурный Король и Колдун, несчастный в любви, потому очень одинокий, страдающий, злой…

Они рассказывают о себе весело и беззаботно, так и должны рассказывать молодые, у которых все впереди. Насколько долго они здесь задержатся – зависит от них самих. Ну и еще от того, каким станет завтра их театр.

- Ребята все очень способные, уже успели довольно много сделать, и если они останутся в этой профессии, у них есть очень хорошие творческие перспективы, - уверена Светлана Гниденко.

Сегодняшний репертуар – 30 спектаклей. Это очень много. Они же хотят ставить еще и еще. И поставят обязательно. Проблема в другом.

- С трудом прививается в обществе культура восприятия театра кукол, - сокрушается Ирина Темниханова. – Многие его значения просто не понимают! А нам нужна постоянная работа с детьми, чтобы не только мы куда-то ехали, но главное - чтобы к нам дети приходили, причем с родителями… Знаете, в период работы в зале Дома офицеров у нас сложился свой зритель, но вот и этой площадки не стало, люди обрывают телефоны: где вас увидеть? А нам им сказать нечего.

Впрочем, не любят кукольники жаловаться. Уже думают, как поедут в декабре на фестиваль «Куклы Кавказа» в Грозный: интересно взглянуть на отстроенный там новенький театр для детей, встретиться с друзьями и коллегами. И присмотреться к их репертуару, потому как есть задумка сделать спектакль на национальном материале, - «мы же многонациональный край»! Вообще, они непоседы не только вынужденные, а еще и по призванию. Постоянно колесят по краю. Весной по близким районам – Изобильный, Светлоград, Невинномысск, Кочубеевское, Красногвардейское, Новоалександровск, Ипатово, а осенью подальше на восток - Нефтекумск, Зеленокумск, Арзгир, Степное, Благодарный, Буденновск… Туда выезжают на несколько дней, по два-три спектакля в день показывают, стараясь захватить и окрестные села. Жалеют, что давно не были на Кавминводах, где прежде много выступали в детских лагерях и санаториях. В последние десятилетия этот регион волею обстоятельств оказался отрезан, хотя желание у публики посмотреть кукольный театр и там огромное. Надо бы эти связи восстановить.

* * * 

В канун юбилея порадовал коллектив директор: с января будем работать в здании краевой филармонии, ориентировочно - в третью субботу и воскресенье каждого месяца. Что ж, филармония кукольникам не чужая. Если все же начнется реконструкция, надо где-то будет «жить», а это лет на пять… Но непобедимые оптимисты верны себе, повторяя как молитву или как клятву: «Друзья, добро и позитив».

«Непобедимые оптимисты»
Газета «Ставропольская правда»
25 ноября 2011 года