07:53, 11 ноября 2011 года

Камни преткновения на пути к центру скалолазания европейского класса на КМВ

Лидия Ромуальдовна – не только ученый, но еще и мастер спорта по скалолазанию, причем действующий. Например, недавно вернулась из Крыма с двумя золотыми медалями.

Разговоры о том, что пора вывести курорты Кавминвод на европейский уровень, ведутся не один десяток лет. Ведь по качеству и разнообразию целебных вод, климатическим и другим бальнеологическим факторам Кавминводы не уступают ни Баден-Бадену, ни Карловым Варам. Но, увы, «хромает» качество обслуживания курортников. А если говорить о создании и обустройстве горнолыжных курортов, то дело это весьма сложное и дорогостоящее. Пройдут годы, а может быть, и десятилетия, прежде чем Северо-Кавказский горнолыжный кластер (к которому примыкают и Кавминводы) превратится в достойного конкурента альпийского кластера (французского, немецкого, итальянского, швейцарского, австрийского).

Совершенно иная картина вырисовывается в скалолазании: почти все, что нужно для создания центра европейского уровня, у нас уже есть.

- В Кисловодске прекрасные скальные маршруты как для начинающих, так и для мастеров. Они находятся или в черте города, или буквально в нескольких километрах южнее и западнее, - поясняет Лидия Правдина. – Это позволяет сочетать европейский комфорт с активным отдыхом, тренировками и соревнованиями. То есть ты живешь в городском отеле, а весь день проводишь на скалах, куда добираться от силы полчаса.

Немаловажно и то, что скалодромы в районе Кисловодска – единственные в России, где проводить тренировки и соревноваться можно практически круглый год. В 80-х годах минувшего века Кисловодск слыл общепризнанным всесоюзным центром зимнего скалолазания. В Березовском ущелье многочисленные скалодромы (Мышки, Татарка, Мосейкин Мыс, Французский Бастион, Глазки и др.) почти всегда освещает солнце. В любое время года сюда приезжают скалолазы со всех концов страны и из-за рубежа. Тем более в ущелье находится скала Россия высотой сто метров, способная удовлетворить запросы самых изысканных гурманов мирового скалолазания.

- Уже сейчас на ее вершину проложено четыре мультипитча - это когда на один стандартный скальный маршрут как бы поставлен второй, на него – третий, четвертый, - растолковывает Лидия Правдина.

Пройдя по вертикальной стене стандартные 15 – 20 метров, спортсмен перестегивает карабин страховочной системы на следующую веревку и продолжает движение до вершины. В Европе сейчас мультипитчи – последний писк скалолазной моды. Недавно, чтобы пройти мультипитчи скалы Россия, в Кисловодск приезжали спортсмены из Германии.

Итак, скалодромы в Кисловодске есть. А где же скалолазы?

Школьников еще худо-бедно к скалам приобщают в центре детско-юношеского туризма и клубе «Юный спасатель». А вот взрослых кисловодчан, которые регулярно занимались бы скалолазанием, в 150-тысячном городе можно по пальцам пересчитать. Смех и грех: Лидия Правдина в нескольких номерах городской газеты давала объявление, приглашала всех желающих мужчин и женщин в секцию скалолазания – увы, откликнулся только один человек.

На пути превращения Кавминвод, и в частности Кисловодска, в центр скалолазания европейского класса лежат два камня преткновения.

Первый – это отсутствие искусственного скалодрома профессионального уровня.

- Все европейские центры базируются вокруг искусственных скалодромов, - рассказывает Лидия Правдина. – Там открывают всевозможные магазины спортивной экипировки и атрибутики, организуют клубы по интересам. А главное, человек, решивший активно отдохнуть, получает гарантию, что при любых капризах погоды он сможет полноценно потренироваться на скалах - если не на естественных, то на искусственных.

Те несколько самодельных скалодромов, что сегодня смонтированы на Кавминводах, по словам Лидии Правдиной, вовсе не соответствуют современным нормативам и требованиям. А фирменный, отвечающий международным стандартам, в зависимости от размеров и комплектации, обойдется от 10 до 50 миллионов рублей!

Может быть, эту сумму осилит ФГУП «Южный федеральный центр спортивной подготовки», открывший в этом году в Кисловодске филиал. Его основная задача – подготовка российских олимпийцев. А скалолазание, по решению исполкома МОК, – официальный кандидат на включение в состав олимпийских видов спорта. Как показывает опыт, искусственные скалодромы быстро окупаются.

Второй камень преткновения - это нехватка на Кавминводах, и в частности в Кисловодске, дешевых мест для размещения приезжих скалолазов и любителей активного отдыха. Сейчас во всем мире, особенно в развитых европейских странах, набирает силу движение людей, которые стремятся жить в формате «аутдор» (за дверьми), то есть быть ближе к природе, обходиться минимальным набором благ цивилизации. Многих из них привлекает Россия с ее лесными просторами и малообжитыми горами.

- Например, в Крыму, в красивых, экологически чистых местах, предприниматели из Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы уже строят для таких людей кемпинги, - рассказывает Лидия Правдина. - Обычно это чистенькие деревянные бараки, где можно безопасно переночевать, приготовить еду, где туалет и душ – на улице, но зато есть Интернет. Этим летом сутки проживания в таком бараке в поселке Орлиный (это под Севастополем) обходились в 40 гривен, или в 160 рублей. Кстати, за те же деньги вы можете остановиться в одном из множества кемпингов в скальных районах Франции. А где на Кавминводах найдешь такое?

Создание на Кавминводах центра скалолазания европейского класса – это не только престиж и экономическая выгода, но и мощнейшая пропаганда здорового образа жизни среди широких масс населения. 

««В Европу» - скальным маршрутом»
Газета «Ставропольская правда»
11 ноября 2011 года