15:19, 7 ноября 2011 года

Электромобиль прошел испытания в Кисловодске

Кристально чистый горный воздух прежде был таким же брендом города-курорта Кисловодска, как нарзан и крупнейший в Европе Курортный парк. Но за последние два десятка лет количество автомобилей в Кисловодске утроилось, а ни одной новой дороги, ни одной транспортной развязки пока не построили. Естественная вентиляция в зажатом со всех сторон горными хребтами городе и прежде оставляла желать лучшего. А после того как курорт стали бездумно застраивать элитными «высотками» для толстосумов, проблема лишь обострилась. Сегодня в часы пик во многих районах города стоит такой смог, что впору ходить в противогазе. Все попытки мэрии хоть как-то ограничить въезд в Кисловодск иногороднего транспорта разбиваются о законодательство, гарантирующее гражданам свободу передвижения по всей стране.

Чтобы сохранить важнейший бальнеологический фактор курорта – чистый воздух, остается два пути. Либо активно строить объездные дороги и транспортные развязки, что без огромных федеральных вложений невозможно (придется пробивать тоннели, возводить мосты), либо заместить в городе обычный автотранспорт экологически чистым.

Второй путь краевым властям, похоже, представляется более реальным. Причем начать «электроавтомобилизацию» планируется именно с Кисловодска. Вот что говорит по этому поводу руководитель крупнейшего автотранспортного предприятия Кисловодска «Автоколонна 1721», депутат Думы города-курорта Шамиль Касымов:

- Восемь месяцев назад была создана рабочая группа во главе с заместителем председателя правительства края Георгием Ефремовым. Несколько раз ее члены, в том числе и я, выезжали в Китай, где изучали опыт создания и эксплуатации электромобилей. Но сегодня речь уже идет именно об отечественном образце.

Посмотреть на электромобиль возле мэрии Кисловодска собралась внушительная группа журналистов и автолюбителей. Внешне он мало чем отличается от обычной «Калины». Ну разве что бело-голубой раскраской и лейблами на капоте. На самом же деле это принципиально иной вид транспорта. И ездит он практически бесшум-но, и, разумеется, абсолютно не загрязняет атмосферу. Пробег до полной разрядки батарей вполне достаточный в условиях города – более ста километров.

Как рассказал ведущий инженер-конструктор Волжского автозавода Владимир Палчевский, батареи электромобиля можно зарядить от любой обычной евророзетки. Правда, для полной зарядки потребуется восемь часов. Если же подключиться к специальной электрозаправочной станции, то уже через полчаса можно продолжать движение.

Электро-«Калину», которую показывали в Кисловодске, сначала обкатали на испытательном стенде ВАЗа, затем на улицах Тольятти.

Первые поездки по Кисловодску с участием журналистов показали, что бегает она шустро, рулю послушна, для пассажиров комфортна. Словом, к конструкции претензий нет, чего не скажешь о цене.

Сколько стоит электро-«Калина», затруднился ответить даже ее создатель Владимир Палчевский:

- Собрано всего два экземпляра, поэтому цена высокая. К тому же у этого электромобиля только кузов ВАЗовский, а батареи и все комплектующие – из Китая. Но буквально на днях под Новосибирском совместно с китайской фирмой запускают завод, который будет производить аккумуляторы. Остальные комплектующие в России пока не производят и не планируют. Так что будем искать наиболее дешевые комплектующие зарубежных фирм. Но цена в основном будет зависеть от объемов закупок.

Даже если удастся найти подходящих поставщиков комплектующих и начнется серийное производство, электро-«Калина» будет как минимум в два раза дороже, чем ее собрат с обычным двигателем, признался представитель завода. И такова ситуация во всем мире. Если автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в год производят десятки миллионов, то серийных электромобилей даже такой продвинутый концерн, как «Ниссан», продал в этом году всего семь тысяч.

- Чтобы наладить серийное производство электромобилей в нашей стране, необходимо очень серьезное «давление сверху» на автоконцерны, – считает Владимир Палчевский. – Если не заставлять, ничего не сдвинется.

Понимание, что электромобили необходимы, «наверху» есть, но о каких-либо конкретных решениях на уровне Правительства России по субсидированию производства и продажи экологически чистого автотранспорта Владимир Палчевский пока не слышал.

Правительство Ставропольского края тоже обеими руками «за», но удастся ли выкроить в краевом бюджете необходимые средства для «продвижения» электромобилей хотя бы в городах-курортах – большой вопрос. Арифметика простая: обычная «Калина» обойдется таксисту примерно в 300 тысяч рублей, ее электрический аналог – в 600-700 тысяч. При этом прибыль от извоза он получит примерно одинаковую. Значит, разницу в 300-400 тысяч за каждый экологически чистый автомобиль кто-то должен возместить. Скорее всего, бюджет, в котором такие траты пока что не предусмотрены.

- Что касается местных властей, то им по силам только разрешить проезд электромобилей в курортную зону, обеспечить им преимущества при парковке, – говорит председатель профильного комитета администрации Кисловодска Петр Лобжанидзе.

В общем, смотрины в Кисловодске электро-«Калины» благополучно прошли. Автомобиль уехал, а смог над проспектом Победы как висел, так и висит.

«Электромобиль уехал – проблема осталась…»
Газета «Ставропольская правда»
12 ноября 2011 года