08:17, 28 октября 2011 года

Малая академия наук провела конкурс среди школьников Ставрополя «Что? Откуда? Почему?»

Традиционно в МАН занимаются старшеклассники. Однако со временем, как рассказала педагог дополнительного образования ДДТ, одна из основательниц Малой академии, Татьяна Тартышева, здесь образовалась секция «Юниор», которую стали посещать учащиеся средней школьной ступени. А совсем недавно организовали Начальную школу юных исследователей, плоды трудов которой и были представлены на конкурсе. Интересным мне показалось замечание Т. Тартышевой о том, что ребята средних и младших классов некоторым образом восполняют нишу, которая образуется, когда слушатели МАН переходят в одиннадцатый. Увы, сказала Татьяна Васильевна, как бы они ни были одарены и преданы науке, главной задачей выпускника средней школы становится подготовка к ЕГЭ. Не до исследований...

Однако вернемся к конкурсу. В списке его участников мы насчитали 48 детей, представивших работы в области химии, физики, биологии, истории края и литературного творчества. Некоторые по-взрослому вполне серьезны. Например, «Определение уровня агрессивности среды в средствах бытовой химии» (Алексей Антошкин, 3-й класс, гимназия № 24). Или представленный на литературный конкурс третьеклассницей Машей Матюниной, тоже из гимназии № 24, «Сборник стихотворений». Не подборка стихов, а сборник - вдумайтесь!

Естественно, детям помогали взрослые. Среди руководителей проектов, кроме школьных учителей, мамы, папы, бабушки...

У научного руководителя самого младшего участника - первоклассника Кирилла Попова, учительницы физики СШ

№ 14 - села Надежда Шпаковского района Гелин Рамазановой мы взяли интервью. (Надеждинцев на конкурсе было четверо, хотя он и городской - ставропольский. В СШ № 14 сильное научное общество учащихся, и в МАН они «прописаны» давно). По словам Г. Рамазановой, отбор детей, способных заниматься исследованиями, начинается, когда они только поступают в школу. Учителя выясняют, к чему ребята склонны больше - к естественным или гуманитарным наукам, дают им посильные задания. Вот и Кирилл Попов сделал свою работу «Влияние диффузных процессов на жизнедеятельность человека», наблюдая вначале, как сахар растворяется в чае, а соль - в супе. Смешивал гуашь с водой, желатин - с медным купоросом, подогревал растворы... Интересно!

Маленький Кирилл стоял посреди аудитории ДДТ, уверенно докладывал, демонстрировал опыты. Мы спросили, физиком или химиком он хочет стать. Ребенок подумал и ответил: «Ветеринаром». 

«Как сахар в чае…»
Газета «Ставропольская правда»
28 октября 2011 года