08:06, 26 октября 2011 года

Ирина Кувалдина: быть министром образования края – большая ответственность

- Ирина Владимировна, успели ли вы, заняв высокую должность, открыть для себя что-то новое в образовательной отрасли края?

- В течение трех лет я являлась заместителем министра, курировала вопросы общего и дошкольного образования. Поскольку работали мы всегда в команде, то представление о задачах, стоящих перед отраслью и требующих решения, у меня, конечно, было и тогда. Но сейчас горизонты расширились. Я по-иному, например, увидела проблемы профессионального образования, коррекционного, вопросы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Хочется глубже понять эти сферы, сегодня очень важные для общества, многое сделать для их развития.

Сейчас уже ясно, что модернизационные процессы касаются всех направлений в образовании. Так, в предыдущие годы мы открыли четыре современных профессиональных ресурсных центра по подготовке и переподготовке специалистов для отраслей экономики края. А сегодня ведутся подготовительные работы по модернизации материально-технической базы для открытия еще трех профильных ресурсных центров. Кроме того, в структуре двух вузов — Ставропольского государственного агроуниверситета и Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета, а также на базе Георгиевского регионального колледжа «Интеграл», победивших в конкурсах Минобрнауки РФ, будут создаваться межрегиональные ресурсные центры. Там будут готовить специалистов не только для нашего края, но и для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Именно это, наверное, и привлекает меня сейчас более всего: практически в каждом направлении работы образовательного комплекса есть ресурс для дальнейшего развития, высокий потенциал. Особенно я ощущаю это, когда бываю на различных встречах с коллегами из СКФО. Тех же ресурсных центров в других субъектах округа либо нет совсем, либо по одному в республике. Очень интересует соседей, в том числе из Ростова и Краснодара, наша уникальная система работы с одаренными детьми. Центр «Поиск» известен в России и является координатором этой деятельности на Северном Кавказе. Одна из задач, которые я вижу, - обогащать наш опыт, в том числе и за счет взаимообмена. Когда люди приезжают к тебе учиться, то их вопросы, их опыт дают толчок и твоим мыслям, возникновению новых идей. Так, очень важным я считаю взаимообмен с органами управления образованием субъектов СКФО в области межнациональных отношений, воспитания у учащихся культуры этих отношений...

- Понятно, что никакие модернизационные процессы не пойдут, если в них не будет вовлечен конкретный учитель. Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования стал институтом развития образования. Не потому ли?

- Безусловно, и поэтому тоже. Студенты педагогических вузов и факультетов уже обучаются по новым программам и методикам. В нашем крае серьезно этим занимаются ставропольские гос-пединститут и госуниверситет. Но большая часть педагогов — это люди со стажем, работающие не одно десятилетие. В рамках модернизации нужно переобучить их. Как? Некоторые пути подсказал наш собственный опыт. Так, участвуя в эксперименте по введению в школах края курса «Основы религиозных культур и светской этики», мы должны были подготовить по совершенно до того не апробированной программе — в короткий срок! - полторы тысячи учителей. Обучить их не только знаниям по новой дисциплине, но и новым методикам преподавания. Совместно с академией повышения квалификации работников образования РФ была разработана так называемая система тьюторства: учитель, прошедший подготовку в Москве на базе Академии, возвращается домой и передает полученные знания и навыки группе коллег. Новые методики заставили учителей пересмотреть и преподавание других предметов.

Еще один «модернизационный сдвиг» произошел в процессе подготовки учителей к работе по федеральным государственным образовательным стандартам последнего поколения в начальной школе. В этом году, как известно, на них перешли первые классы. При этом переподготовку прошли не только учителя, но и руководители школ, их замы. Новые ФГОС значительно меняют парадигму образовательного процесса и роли в нем педагога.

А еще существует уже привычная для ставропольских учителей форма обучения, которую предоставляет сетевое взаимодействие в интернет-сообществе. Это прекрасно работает!

Сейчас вновь образованный краевой институт развития образования, который возглавила А. Золотухина, на базе этих и других методик создает новую современную систему повышения квалификации в отрасли. Например, в школу приходит работать учителем информатики инженер. Он хорошо знает компьютерную технику и программирование, но у него нет педагогической подготовки. Необходимо разработать базовый курс педагогических и психологических знаний, который поможет ликвидировать этот пробел. Нужно организовать дополнительное образование для руководителей школ, колледжей, которым чем дальше, тем больше требуется профессиональная подготовка по менеджменту. Упор в деятельности ИРО делается на то, чтобы отвечать постоянно меняющимся потребностям современного образования.

- И тут мы, Ирина Владимировна, по-моему, плавно переходим к разговору о том, что современному учителю, кроме достойных профессиональных знаний необходима еще и достойная оплата его труда. Многие педагоги настроились на то, что в соответствии с «Проектом комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования», предложенным Председателем Правительства РФ, их заработок вырастет до конца года на 30 процентов. Оказалось, однако, что это не совсем так. Прокомментируйте ситуацию.

- Начнем с того, что инициатива В. Путина многими была услышана так, как они хотели ее услышать, — что их базовые оклады будут увеличены на 30 процентов. Но председатель правительства, выступая в Волгограде, сказал, что с начала нового учебного года в среднем на 30 процентов должен вырасти фонд оплаты школьных учителей, цитирую: «Фонд оплаты, я хочу это подчеркнуть, чтобы правильно быть понятым...».

Фонд оплаты учительского труда складывается из базовых ставок, компенсационных выплат, доплат за классное руководство и т. д. Так вот, на Ставрополье он в этом году повышался трижды — в июле, сентябре и октябре. Ставки всех учителей края уже с 1 сентября были увеличены на 15 процентов. Все остальные средства направлены на стимулирующие выплаты. К концу декабря средняя зарплата учителя достигнет средней в экономике региона - в Ставропольском крае она 14 тысяч 28 рублей.

Однако это тоже не следует понимать механически. Зарплата зависит от учебной нагрузки педагога и тех самых стимулирующих выплат в соответствии с качеством его труда. Критерии качества разработаны в каждой школе. Есть преподаватели, которым стимулирующие выплаты позволяют и сейчас зарабатывать по 18-20 тысяч рублей в месяц. И если вы поговорите с родителями их учеников, с самими учащимися, то они вам подтвердят: это и есть лучшие в школе учителя. А у кого-то нагрузка ниже, чем нужно на ставку (в частности, в малокомплектных сельских школах), или показатели невысокие. Там заработок, конечно, меньше.

Хотелось бы, чтоб положение о том, что зарплата учителя должна соответствовать средней в экономике, было утверждено законодательно. Я надеюсь, что так будет. Наш край интенсивно развивается, значит, будут расти и экономические показатели.

Еще очень хочется, чтоб на Ставрополье в ближайшие годы не осталось ветхих или аварийных учреждений образования. Чтобы каждый год мы открывали новые школы и детские сады...

- Думаю, нашему читателю было бы интересно узнать что-то лично о вас, вашей семье. Например, потомственный ли вы педагог?

- Еще какой потомственный! Бабушка моя учительствовала 42 года, отличник народного образования. Работала в школе и мама. Брат преподает в вузе. Мой собственный педстаж — 23 года. Муж, сейчас работник госнаркоконтроля, в течение пяти лет тоже был учителем. Педагогическое образование у моих дочери и зятя.

Сын закончил юрфак СГУ, сейчас служит в рядах Вооруженных сил, а его жена и дочь живут вместе с нами. Школьные проблемы обсуждаем дома часто, особенно когда приходят в гости дочь с мужем - учителем информатики. Для меня его взгляд на образование в чем-то подсказка.

У меня две внучки, обе еще совсем маленькие. Кем будут, не знаю, но вдруг продолжат нашу педагогическую династию...

Честно скажу, работая в школе, чиновником стать я не мечтала. А уж министром!.. Это большая ответственность. Надеюсь на поддержку своей команды, на помощь человека, который долгое время возглавлял образовательную отрасль в крае, — Аллы Федоровны Золотухиной. Работаем бок о бок...

«Осознаю ответственность…»
Газета «Ставропольская правда»
26 октября 2011 года