07:30, 5 октября 2011 года

Антикоррупционный рецепт

– Сергей Романович, ваше управление было одним из разработчиков краевой целевой программы по развитию государственной гражданской и муниципальной служб в Ставропольском крае на ближайшие четыре года. Одной из основных ее целей названа реализация мер по противодействию коррупции в чиновничьей среде. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Мы предусмотрели комплексный подход, включающий в себя целый спектр методов, направленных на борьбу с коррупцией и повышение эффективности работы органов власти в целом. В первую очередь это разработка и реализация нормативных правовых актов, регулирующих методы противодействия коррупции в соответствии с федеральным законодательством, и, что еще более важно, отслеживание того, как исполняются законы, в том числе и антикоррупционные, касающиеся государственной и муниципальной служб. Средства, предусмотренные для реализации программы, пойдут на совершенствование и обеспечение системы контроля за соблюдением чиновниками установленных законом требований, ограничений и запретов, связанных с прохождением службы, нормами антикоррупционного законодательства. Среди мер, предусмотренных программой, – методическое и консультативное обеспечение работы кадровых служб на местах. Будем развивать систему стимулирования управленцев с учетом результатов их профессиональной деятельности. Планируется также усилить и антикоррупционную составляющую в образовательных программах по повышению квалификации.

– Реализовывались ли в крае аналогичные программы? И если да, то каковы результаты?

- В том или ином формате антикоррупционная работа проводится с 2005 года. В 2010 году принят краевой закон о внесении изменений в отдельные нормативные акты, в которых подробно изложены нормы поведения и профессиональные запреты. Таким образом, создана система превентивных мер, если хотите, защитных механизмов от «раковой опухоли» коррупционного поведения служащих. Что под этим подразумевается? В частности, недопустима работа в подчинении у чиновника близких родственников, кандидаты на государственные и муниципальные должности отбираются исключительно на конкурсной основе. Оцениваются при этом как профессиональные качества кандидатов, так и психологический портрет, личностные мотивации. Ведь зарплаты «белых воротничков» далеко не заоблачные, как некоторые думают, поэтому причины, по которым человек стремится попасть в руководящее кресло, следует изучать пристальнее. Разработаны в том числе специальные тесты, по которым профессиональный психолог делает выводы. Если кандидат замотивирован на «доходное место», получение каких-то преференций, к конкурсу его просто не допускают. Тщательнейшим образом изучаются представленные кандидатом документы, чтобы исключить возможность подлога или «недоговорок»… Все сигналы о недобросовестном поведении на предыдущем месте работы тщательно проверяются. Сегодня в каждом органе исполнительной власти на видном месте размещены специальные урны для сбора жалоб посетителей. Один-два раза в неделю кадровые службы производят их выемку. Если претензии разовые, конечно, никто человека наказывать не будет. Но если жалоб много, ситуация без внимания не останется. Даже если письма анонимны, есть повод для проверки. Стараемся действовать на предупреждение нарушений, а не «бить по хвостам»..

Тщательнейшим образом изучаются кадровыми службами декларации о доходах, и если, к примеру, два года назад у человека ничего не было, а теперь при должностном окладе в 25 тысяч рублей – квартира в элитном доме и престижная иномарка, это повод для приглашения на заседание «антикоррупционной» комиссии. Конечно, расследование преступлений коррупционного характера – дело следственных органов. Наша задача – предупредить нарушение. Поэтому создаем все условия, чтобы наши кадровые службы стали органами внутренней безопасности.

Активно занимаемся пропагандой. Включая компьютер, первое, что сотрудники органов власти видят на мониторе, – это статьи законодательных актов с определением понятия «коррупция», изложением видов наказаний, предусмотренных за противозаконные действия. На стендах размещаем аналогичные информационные и агитационные материалы так, чтобы доступ к ним имели не только хозяева кабинетов, но и посетители учреждений. Следует напоминать, что дача взятки также карается законом.

– Удается таким образом воздействовать на совесть чиновника?

- Есть результаты. По крайней мере, роста коррупции в учреждениях органов власти не наблюдается. Были примеры в Буденновском, Арзгирском районах, Кисловодске. Но это, повторюсь, отдельные случаи, характеризующие качество работы кадровых служб, не сумевших организовать контроль должным образом. За 2010-й и истекший период 2011 года, свидетельствует статистика, ни один госслужащий в крае не был осужден по «коррупционным» статьям УК. Я считаю, что сей факт свидетельствует в том числе об эффективности нашей работы. Да, следствие велось в отношении ряда наших подопечных, но суд доказал их невиновность. А вот в отношении служащих муниципалитетов отдельные судебные разбирательства закончились обвинительными приговорами. Понятно, что на этом направлении следует укрепить кадровые службы.

– Имеется ли какой-то универсальный критерий, по которому оценивается, скажем так, вероятность коррупционных действий чиновника?

- Одним из важных показателей опасности является наличие конфликта интересов, когда личная заинтересованность госслужащего влияет или потенциально может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей. Причем под личной заинтересованностью подразумевается не только возможность получения сотрудником материальной выгоды лично для себя, но и для родственников, знакомых или организаций, с которыми связан финансовыми обязательствами. Поэтому недопустимо, чтобы у чиновника в подведомственных государственных учреждениях работали родственники, по отношению к которым им осуществлялись бы контрольно-надзорные функции. Подобное стопроцентно должно быть исключено. В случае возможного возникновения ситуации, которая может привести к конфликту интересов, госслужащий обязан проинформировать руководителя в письменной форме. Выявлением проблемных тем занимаются кадровые службы и специально созданные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих. На основании этих решений руководитель местной власти принимает меры, вплоть до отстранения от замещаемой должности.

С точки зрения конфликта интересов мы стали рассматривать возможность коррупционной составляющей в действиях госслужащих примерно с 2009 года. Изучили предварительно опыт зарубежный, других российских регионов, оценив эффективность применяемых методик. И теперь подобные комиссии работают во всех органах краевой власти и местного самоуправления, в том числе и в правительстве края.

На одном из последних заседаний такой комиссии регионального уровня недавно рассматривалось дело руководителя органа исполнительной власти края. Чиновнику было известно о личной заинтересованности своего заместителя, однако никаких мер по предотвращению конфликта интересов тот так и не предпринял. В отношении начальника по результатам проведенной проверки применено дисциплинарное взыскание, а заместитель уволен. А вот еще одна ситуация. Руководитель ведомства в своих сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал факт участия в деятельности коммерческой организации. Виновный привлечен к строгой дисциплинарной ответственности.

– Если вернуться к программе, какие еще задачи, кроме борьбы с коррупцией, она перед собой ставит?

- Предусмотрены комплексные меры по повышению профессионализма государственных и муниципальных служащих. Это и всевозможные курсы повышения квалификации для специалистов, и подготовка методических рекомендаций для кадровиков по формированию резерва и привлечению молодых специалистов, внедрение современных технологий кадровой работы. Запланировано проведение мониторинга общественного мнения об эффективности гражданской службы. Будет проведен краевой конкурс «Лучший государственный служащий СК» и «Лучший муниципальный служащий». Ключевым элементом программы можно назвать планируемое создание самостоятельного органа по управлению гражданской службой.

– Сергей Романович, по каким критериям будет оцениваться эффективность реализации программы?

- Разработаны целевые индикаторы и показатели в числовом выражении: например, количество проведенных краевых семинаров, стажировок, онлайн-лекций, изданных методических материалов, снижение процента тех, кто не соответствует квалификационным требованиям, и т. д. Одним из основных критериев успешной реализации программы будет стопроцентное урегулирование конфликтов интересов.

Потратить на реализацию КЦП планируется 21 млн рублей. Финансирование будет выделяться частями: в 2012 и 2013 годах будет выделено по 4,5 млн руб., а в последующие два года – по 6 млн руб. Чем лучше распорядимся этими средствами, тем эффективнее будет организована работа власти, благоприятнее социально-экономический климат на Ставрополье. 

«Антикоррупционный рецепт»
Газета «Ставропольская правда»
5 октября 2011 года