08:58, 28 сентября 2011 года

Как экспортировать ставропольское зерно, минуя посредников?

Несмотря на то что эмбарго на экспорт зерновых отменено, ситуация на рынке коренным образом не улучшилась. «Мы собрали вместе производителей, чтобы помочь им в реализации зерна, сформировать устойчивый спрос на продукцию, в том числе и на мировом рынке, сделать ее конкурентоспособной», - подчеркнул президент ТПП СК Андрей Мурга.

В закромах Ставрополья уже более восьми миллионов тонн зерна. Два района — Ипатовский и Новоалександровский - вместе с кукурузой и другими культурами планируют собрать по 630 тысяч тонн каждый. По оценке Юрия Белого, наш край может поставить на экспорт от 4,5 до 5 миллионов тонн зерна. Традиционные покупатели — страны Востока и Африки.

- Ставрополье — один из крупнейших производителей зерна. Мы умеем его выращивать, но еще не научились с выгодой продавать, - замечает Юрий Белый. - На этом рынке сегодня работают крупные компании, которые закупают ставропольское зерно и отправляют его на экспорт. Но нам надо больше предложений от конкурирующих структур. Сегодня мы готовы напрямую поставлять зерно, весь вопрос в том, какую цену за него дадут.

В прямых поставках сегодня заинтересованы многие международные компании. Так, директор брокерской корпорации «Офнор финанс ЛТД» (Франция) Жером Годарт, занимающейся, в частности, агропромышленным бизнесом и маркетинговыми исследованиями в АПК, рассказал, что средним компаниям сегодня трудно пробиться на экспортный рынок. Вся логистика - тех же портовых терминалов - сегодня сосредоточена в основном в руках крупных трейдеров, которые покупают зерно и перепродают в другие страны, словом, выполняют роль перекупщиков.

- В результате происходит отток капитала, к примеру, из Ставропольского края в другие российские регионы и страны, где зарегистрированы эти международные торговые организации, - уверен Ж. Годарт. - Им как раз и достается хорошая доля экспортной прибыли, которая могла бы пойти прежде всего в карман самих аграриев — на дальнейшее расширение производства, как это делается во всем цивилизованном мире. Мы очень заинтересованы в прямых поставках зерна со Ставрополья, намерены покупать большие партии, но при условии сведения к минимуму всех логистических и иных барьеров.

Свои намерения о закупке ставропольской пшеницы на встрече также озвучили представители компаний Ливана, Греции, Сингапура. Кроме того, гости выразили желание закупать большими партиями на Ставрополье не только пшеницу, но и другие сельхозкультуры.

В последнее время Ставрополье постепенно перестраивается на рельсы маркетинга, отметил первый заместитель министра сельского хозяйства СК Анатолий Куценко. Изменилась структура посевов сельхозкультур, растениеводство становится экспортно ориентированной отраслью. Хозяйства края расширяют площади под озимый рапс, масличные, горох, площади которого одни из самых больших в стране. Начиная с 2005 года цена на горох выше, нежели на продовольственную пшеницу четвертого класса. Аграрии учатся предвидеть, что нужно рынку. По словам А. Куценко, в ближайшее время при формировании экспортного потенциала край сделает ставку на твердые сорта пшеницы, которые закупает в основном Италия для производства макарон. В экспортной разработке - нут, пользующийся популярностью особенно у гурманов стран Востока.

- Наши сельхозпроизводители заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, готовы поставлять определенные объемы. Но для этого нужны гарантии, к примеру, своего рода авансирование через поставку каких-то материально-технических ресурсов, - сказал А. Куценко.

На встрече были также обсуждены вопросы формирования конъюнктуры мирового зернового рынка. Участники конференции, представители международных агрокорпораций, сетовали на то, что сегодня на экспортном рынке господствуют в основном США, которые правят зерновым балом, занимаясь спекулятивными поставками сельхозсырья. Жером Годарт вспомнил, как его фирма испытала на себе американский диктат два года назад. Тогда под давлением все тех же США крупные партии качественной российской пшеницы, в том числе и ставропольской, предназначенные для поставок во многие страны мира, были забракованы по причине повреждения зерна клопом-черепашкой. И хотя его доля была незначительной (международные стандарты допускают его наличие), под влиянием американской ассоциации зернотрейдеров многие страны все же дали от ворот поворот российской пшенице, причем в самый последний момент, когда она уже была доставлена по назначению. В результате была приобретена пшеница из других государств, которая уступала по качеству российской. Но политика есть политика, пусть и зерновая. России после эмбарго непросто вновь отвоевать свою нишу.

Сегодня, как отметили иностранные гости конференции, ситуация на экспортном рынке немного улучшилась. Ряд стран заключают контракты по закупке солидных партий зернопродукции из нашей страны. Наметилось оживление, о чем свидетельствует и приезд на Ставрополье иностранной делегации. Будут детально проработаны все нюансы потенциальных закупок.

- На сегодня мы не видим особых проблем с поставкой нашей сельхозпродукции на экспорт, - подчеркнул в завершение встречи Юрий Белый. - На Ставрополье работают 25 компаний-трейдеров, которые занимаются всеми этими вопросами, четко выстроив свою логистику, транспортную составляющую. Мы рады всем новым международным партнерам.

«Жизнь после эмбарго»
Газета «Ставропольская правда»
28 сентября 2011 года