08:27, 27 августа 2011 года

Людмила Редько: Работа которую не отложишь

Вот что рассказала нашему корреспонденту ректор Ставропольского государственного пединститута доктор педагогических наук, депутат Думы Ставропольского края Людмила Редько:

- Категория детей, о которой идет речь в подпрограмме, – это сироты, дети, имеющие ограничения по здоровью, особенности развития, приводящие в том числе и к девиантному поведению. Понятно, что их проблемы не сводимы только к медико-педагогическим, а их образование, адаптация к жизни становятся важным фактором социальной защиты не только для самих ребят, но и для всего общества. Неутешительная статистика стремительного роста числа таких детей убеждает, что невнимание к ним может стать серьезной проблемой будущих поколений. Впереди непаханое поле работы, которую уже нельзя откладывать «на потом».

Для Ставрополья с его специ-фическими характеристиками это весьма актуально, поэтому именно здесь реализуется подпрограмма «Право ребенка на семью», ставшая частью краевой целевой программы развития образования на 2010-2013 годы.

В то же время понятно, что какими бы совершенными ни были теоретические концепты, очень многое будет зависеть от того, кто их воплощает в жизнь. Ряд хороших проектов, в том числе и в сфере образования, не принес ожидаемых результатов либо потому, что не нашлось исполнителей, либо потому, что исполнители не понимали (или не принимали) теоретических установок. Думается, здесь заложена причина, к примеру, отдельных непредсказуемых результатов, к которым привело введение ЕГЭ…

Наш институт является соисполнителем подпрограммы, и мы настояли на том, чтобы в число главных ее приоритетов была включена подготовка специалистов. Это полтысячи человек, большинство из которых имеют педагогическое, а часть – медицинское образование. Сконцентрировать и объединить эти направления мы постарались в рамках курсов, которые работают на базе СГПИ. Программы обучения разработаны учеными нашего института на основе рекомендаций ведущих российских ученых в области специальной педагогики и психологии, прошли все необходимые обсуждения и экспертизы. В преподавании участвуют лучшие, наиболее опытные преподаватели.

В определенном смысле это для нас новый опыт, поскольку речь идет в том числе и о подготовке кадров по специальностям, которые отсутствуют в классификаторах ВПО и до сих пор в системе российского профессионального образования не выпускались. Например, специалистов по психолого-педагогическому сопровождению усыновителей и опекунов. Не секрет ведь, что даже очень хорошие и добрые люди из-за нехватки соответствующего опыта, незнания технологий и методик нередко вынужденно возвращают приемных детей в детские дома, нанося им еще одну психологическую травму. Замещающие родители не понимают такого ребенка, не умеют с ним общаться. Они нуждаются в профессиональной помощи, сопровождении.

Обучающая программа спланирована на три года, и мы намерены привлечь к ней еще и педагогов Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, который сегодня стал институтом развития образования под руководством А. Золотухиной. В работе семинаров примут участие и столичные ученые и практики…

Разговор продолжили Татьяна Морозова, кандидат педагогических наук директор Центра профессиональной подготовки и переподготовки кадров Ставропольского государственного педагогического института, и Елена Евмененко, кандидат психологических наук руководитель ВНИКа краевой научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства» СГПИ.

Т. Морозова: Начиная работу, мы прежде всего определились с концепцией программы. Было решено использовать наиболее эффективную форму работы с педагогами-практиками: обучающие семинары, которые носят двусторонний, диалоговый характер и где участники могут высказаться по наиболее сложным для них вопросам. Нужно было обратить особое внимание на тех из них, кто работает с так называемой «группой риска» – детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Кроме привычных для нас педагогов решили пригласить также медицинских и социальных работников, юристов, защищающих права детей, психологов. При этом мы стремились создать такую обучающую программу, которая оказалась бы комплексной, одновременно интересной для каждого из них. Ведь, например, заведующие перинатальными центрами и работники социальных служб говорят на разных профессиональных языках, и наши преподаватели должны владеть их терминологией, понятийным аппаратом. Слышать и понимать друг друга – одна из проблем общества в целом и одна из важных составляющих нашей работы. Мы все иногда видим и слышим только себя…

Поэтому нужно было выстроить программу взаимодействия специалистов разных направлений, сформулировать вопросы для изучения и обсуждения, которые оказались бы интересны всем.

Забегая немного вперед скажу, что с этой задачей мы справились. Когда аудитория после окончания занятия не хочет расходиться, продолжает задавать вопросы или обсуждать проблему, это дорогого стоит. Люди записывали семинары на диктофоны, копировали электронные документы…

Е. Евмененко: Организуя работу семинаров, мы решили сделать акцент на профилактике, предупреждении тех проблем, которые касаются детей и семей «группы риска». А профилактика возможна лишь при комплексном подходе, одного только педагогического или психологического сопровождения недостаточно. Зачем, например, мы пригласили работников перинатальных центров? Увы, Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по «девиантному» материнству, к которому относится рождение детей несовершеннолетними матерями, затем оставляющими детей в роддомах. Девочка ни физически, ни психологически не готова к материнству, нуждается в помощи и поддержке специалистов. Поэтому в перинатальных центрах сегодня создаются службы, цель которых – работать с будущей юной матерью уже при постановке ее на учет по беременности.

В рамках подпрограммы ученые СГПИ разработали программы четырех больших научно-практических семинаров. Первый прошел на базе нашего института в июне и был посвящен как раз вопросам раннего выявления, учета и ранней коррекции неблагополучия семейных и детско-родительских отношений. В его работе в течение двух недель приняли участие 100 человек – педагоги, медики, соцработники. Нашей задачей было объяснить им, что ранняя диагностика, например, врожденного заболевания у ребенка (или иной проблемы в семье), обеспечивает гораздо более высокое качество коррекции, помощи. Принципиально было то, что мы работали со специалистами из всех территорий Ставропольского края. Ведь сталкиваешься со случаями, когда в отдаленных районах, в небольших селах люди просто не знают, куда со своей бедой идти. Необходимо в каждой территории открыть хотя бы по одному центру помощи семье и готовить для них работников.

На семинаре мы старались расширить спектр представлений участников о том, как и какую помощь они могут оказать семье с «особенными» детьми, что сегодня делается в этом направлении. Знакомили и с зарубежным опытом. В Германии, например, выработан четкий алгоритм: куда обратиться семье в случае рождения ребенка с проблемами здоровья, к каким специалистам медицинских и социальных служб, какова будет материальная помощь, психологическая поддержка. Поэтому там от детей-инвалидов никто не отказывается…

Т. Морозова: Второй семинар состоялся в июле в Кисловодске, число участников – 200 человек. Тема: «Организация и содержание работы с детьми с патологией слуха, зрения и другими нарушениями в развитии». Очень важно было то, что учеба проходила на базе кисловодской специальной школы-интерната № 18 для слабовидящих детей, располагающей сильными медико-педагогическими кадрами, хорошей материальной базой. Познакомились «семинаристы» и с опытом местной школы-интерната для детей с проблемами слуха. Научное знание накладывалось на успешный практический опыт. Это очень ценно. Порой от профессиональной учебы у специалиста остается впечатление чего-то наукообразного, что не применимо в условиях его работы. А тут эту «рубашечку» каждый примерил на себя: что я из этого могу взять для практической деятельности в своем городе, районе, селе.

Работа на семинарах велась в форме круглых столов, брифингов, защиты проектов. Широко использовались мультимедийные средства. У каждого из участников есть свой опыт, который он представлял в группе. В ходе общего обсуждения вырабатывалась более-менее универсальная модель, а специалисты СГПИ помогали облечь ее в научную форму.

Сейчас в Ставрополе проходит третий из семинаров 2011 года. Он посвящен проблемам психолого-педагогических основ работы в службах ранней помощи и психолого-медико-педагогических комиссиях. Один из ведущих – Валерий Ярыгин, директор Московского центра «Лекотека». Это новый вид оказания помощи семьям с детьми-инвалидами. Лекотеки должны открыться на базе нескольких реабилитационных центров в районах края, и опыт москвичей очень важен для наших специалистов-практиков.

На семинары приезжают люди со сложившимся мировоззрением, многолетним опытом. Поставить их на «рельсы» новых технологий бывает нелегко. Нужны совсем иные методики, чем при работе со студентами. Обучением взрослых занимается отдельная наука – андрогогика. Кафедра андрогогики, пока единственная в крае, создана профессором доктором наук Юрием Лобейко в СГПИ несколько лет назад. Считаю, что успешное участие нашего вуза в подпрограмме «Право ребенка на семью» связано и с наработками ученых этой кафедры.

Мы рады, что в течение лета и накануне нового учебного года сумели познакомить педагогов, психологов и других участников семинаров с новыми ценными идеями, которые они смогут использовать в своей практике.

«Работа которую не отложишь»
Газета «Ставропольская правда»
27 августа 2011 года