08:11, 26 августа 2011 года

Выставка графических работ Евгения Синчинова открылась в Ставрополе

Евгения хорошо знают у нас прежде всего как талантливого карикатуриста и оригинального мастера боди-арта. На страницах разных печатных изданий, и «Ставропольской правды» в том числе, многие годы читатели встречают его рисунки, всегда несущие глубокий смысл, часто - наполненные очень тонким, только этому автору присущим юмором, что называется, с грустью пополам. И на этот раз Синчинов сумел снова стать для нас своего рода открытием. При том что, как признался сам художник, собранные в эскпозиции с приставкой «эко» работы в большинстве своем уже достаточно давно созданы, практически все прошли через публикации.

- Начинал я это направление давно, еще работая в «Молодом ленинце», - говорит Е. Синчинов. - Тема экологии, отношения человека и окружающей его среды, к счастью, так или иначе присутствуют в СМИ всегда, при любой власти. Но дело в том, что на газетной странице рисункам, как правило, отводится мало площади, изображения очень небольшие. А здесь выходишь на большой лист, и это уже новое прочтение, хотя главное, конечно, поймать идею за хвост, а дальше дело техники.

Думаю, что рисунки Синчинова даже в малом формате никогда не носят прикладной, иллюстративный характер. Каждый четко самостоятелен и сразу притягивает взгляд. Недаром графика Евгения Синчинова ежегодно отмечается на международных выставках - в Японии, Португалии, Италии, Америке... Там, с интонацией легкой зависти рассказывает художник, регулярно проводятся экологические биеннале, по итогам которых непременно издаются очень выразительные каталоги. Часто такие выставки ездят по стране, их организовавшей, кочуют из музея в музей, собирая многие тысячи посетителей. Вообще в мире экологическая тема и жанр графики сегодня пользуются огромной популярностью. И к конъюнктуре это никак не причислишь: на самом деле налицо живой человеческий отклик. Причем на Западе богатые коллекционеры уже собирают такие вещи наравне с классической живописью и прочими раритетами. В России с этим сложнее, особенно в регионах. Тем ценнее сам факт такой выставки, которую помогли реализовать художнику в изомузее.

- Спасибо, конечно, директору музея Зое Александровне Белой, всем ее коллегам, - искренняя признательность слышна в голосе художника. - Наша дружба началась с предыдущей «антинаркотической» выставки, побившей, кстати, местный рекорд по числу посетителей. И вот нынче музейщики опять пошли мне навстречу.

Скорее, случилось здесь счастливое совпадение интересов музея и автора. Но именно для Синчинова это совпадение радостно вдвойне, потому как сегодня художнику приходится зарабатывать на жизнь в качестве... разнорабочего на стройке. Конечно, мы знаем, что судьба художника никогда не была легкой, но это почему-то не утешает.

- А что делать, жить на что-то надо. Работал в газете, которую закрыли, и коллектив оказался не у дел... Вообще, таких, как я, сегодня сотни стоят на бирже труда.

Между прочим, однажды журнал «Нью-Йорк таймс» провел специальное исследование популярности визуальной журналистики: на первом месте оказались иллюстрации пером, на втором - коллаж, на третьем - фотографии, и только на четвертом - текст. Вот как восприимчивы читатели к рисованному пером изображению.

А уж как восприимчивы посетители музея - можно понаблюдать и убедиться в экспозиционном зале. Останавливаешься у очередного рисунка и ловишь себя на невольной улыбке. Даже в названиях столько вкусного подтекста. Как вам, например, такое: «Любовь до гробовой доски», где запечатлены стилизованные под новобрачных пила и безголовый пень... Или «Депутат пряного посула» - из консервной банки держит речь жирный карась, коему внимает мелкая рыбешка-электорат... Ирония печальная, вполне в духе времени. «Последний автосалон» - рисунок-предсказание: вот он, конец цивилизации, застывшей у края пропасти. Рядом название вроде бы простое - «Среда обитания», зато сюжет каков: перед факиром слева сковорода с рыбкой, справа - пустой аквариум. Это уже не ирония, а грустная констатация. Действительно, лишь на чудо факирское остается уповать всем нам - и рыбам, и человекам, если вся наша среда - сковородка!

Есть в экспозиции работы очень понятные, а есть - требующие пояснения, разгадки, раздумывания. Вот группа котов смотрит в объектив фотокамеры в ожидании, что сейчас оттуда вылетит птичка - больше птиц-то не осталось уже... Говорят, еще Эйнштейн предсказал, что человечество доживет до такого дня, когда на планете исчезнут даже пчелы. Но, к счастью, пока еще поют на ветках птицы...

Неожиданно-гармоничным дополнением смотрятся на выставке работы совсем иного жанра: арт-объекты двух также известных художников Ставрополя Евгения Саврасова и Василия Чуйкова. Саврасов был учителем Синчинова, когда тот мальчишкой занимался в детской художественной школе, между прочим, располагавшейся тогда в стенах музея. Учитель очень много сделал для ученика, который, однако, пошел своим путем в искусстве. Здесь все три столь разных автора дружно «работают» на главную идею, умело подхваченную музейщиками.

- Вообще в нашей работе ничего нет случайного, а экология тоже не на последнем месте, - говорит директор музея Зоя Белая. - А Синчинов уникален в творчестве - кроме него в Ставрополе никто ничего подобного не делает. Мы, конечно, знали о существовании его экоработ и думали о возможной экспозиции. И наконец-то мечта осуществилась. Почти сотня замечательно интересных листов, с которых все буквально кричит, взывает к нам, и не случайны стенды в виде лабиринта... Тут уже мы все - современники - входим в тему экологии культуры, частью которой и является экология природы. Ведь экология - не только окружающая среда, но и весь облик наших городов, в которых исторические ценности одна за другой убираются из культурного оборота...

Очень нужно, чтобы на эту выставку обязательно пришли дети и молодежь. Потому что именно здесь можно проводить блестящие ненавязчивые, неназидательные уроки воспитания экосознания. Одна ставропольская умная бабушка уже провела такой урок для внука и даже сделала пронзительную запись в книге отзывов про то, как внук, поглядев на работу Синчинова «Грачи прилетели», задумчиво эдак спросил: а что же будет с бедными грачами? То есть мысль ребенка здесь активно «включается» в тему. Но не только ребенка, впрочем. Как говорят много что видавшие музейщики, люди вообще очень хорошо реагируют на работы Синчинова, независимо от возраста восприимчивы к добротной графике, охотно откликаются на задаваемые ею задачки.

Думаю, также неплохо было бы провезти «Эко-экспозицию» по музеям всего Ставрополья. Об этом уже подумывает автор, высказавший еще дальше идущую дерзко-прекрасную идею:

- Эх, а повезти бы выставку в побратимский штат Айова или во французский Безье...

В самом деле, почему бы и нет? Ну а пока счастливая возможность лучше узнать своего талантливого земляка есть у нас. Ей-богу, грех не воспользоваться, пока не увезли ее в Айову...

«Еще поют на ветках птицы»
Газета «Ставропольская правда»
26 августа 2011 года