08:10, 19 августа 2011 года

Исторические названия улиц Ставрополя - культурная память народа

Эта проблема обсуждается на протяжении уже многих десятилетий. В книге «Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет» (2007 г.) мы собрали материалы, постановления органов власти, связанные с названием, переименованием улиц Ставрополя. На страницах «Ставропольской правды» и других изданий в разное время по этому вопросу активно выступали ученый-краевед В. Гниловской, директор краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г.  Праве Н.  Охонько и другие.

Например, в статье «Очерк топонимии города Ставрополя» (1971 г.) В. Гниловской дал исторический обзор названий улиц города, очертил их систему. Автор высказывал предупреждение о том, что быстрая изменчивость наименований в городах часто ведет к стиранию их первичной мотивированности, возникновению ложных этимологий, переосмыслению первоначальных названий. Топонимия города Ставрополя почти не унаследовала наименований, существовавших в данной местности до ее заселения русскими. Некоторым исключением из этого является название речки Ташлы, происходящее от Ташлы-Сырт, относившегося к возвышенности, на которой в конце XVIII века был построен город Ставрополь. Этот гидроним тюркского происхождения в дальнейшем положил начало названию Ташлянской улицы, существующему до сих пор.

Н. Охонько в статье «Что в имени твоем?» (1992 г.) дает развернутую картину дореволюционных названий. Первое место, по его сведениям, занимали улицы, связанные с фамилиями их основателей или первожителей. В начале XX века их было 33, и на 20 из них еще проживали семьи, фамилии которых дали названия улицам. Так, в 1911 году на небольшом Строгановском переулке, имевшем 18 домов, жители 11 домовладений носили фамилию Строгановых. Целые кварталы образовывали улицы Алафузовские, Кандауровские, Волобуевские. Некоторые улицы имели названия, присваиваемые «сверху». Например, переименование улицы Черкасской в Николаевский проспект - в честь царя Николая I. Некоторые улицы меняли свои названия по мере их перепрофилирования или в связи с появлением каких-то значимых объектов. К примеру, с постройкой Варваринской церкви и появлением при ней кладбища (ныне район строительного техникума) одна из Солдатских улиц переименовывается в Кладбищенскую, а позже - в Барятинскую (сейчас Комсомольская) в честь князя Барятинского, пленившего Шамиля, который был препровожден в Россию через Ставрополь. Накануне Первой мировой войны в связи с юбилеями писателей появились улицы Л. Н. Толстого, М. Ю.  Лермонтова. В целом, считает Н. Охонько, дореволюционные названия с достаточной полнотой отразили историю Ставрополя, его военную, транспортную, торговую, религиозную, культурную роль.

Впрочем, не обошлось и без некоторых противоречий, в особенности это касалось так называемых «номерных» улиц. Так, из четырех имевшихся в Ставрополе Каменоломских улиц каждая из них располагалась на участке бывших каменоломен. То же относится к бывшим четырем Станичным улицам, указывавшим местоположение станицы.

Среди таковых в Ставрополе лидировал - никогда не догадаетесь... Чернышевский: было аж десять переулков его имени. Второе место делили Мичурин и Чкалов, у которых оказалось по восемь улиц, на третьем - с семью переулками - Крупская и Трунов, а также Чапаев, именем которого наделили четыре улицы, три переулка, а заодно и бывший Михайловский переезд.

Конечно, в связи с Октябрьской революцией были совершены кардинальные и подчас необдуманные переименования. До 1917 года на карте Ставрополя значилось 212 названий улиц. За годы советской власти к ним добавилось 350 новых улиц, переулков, проездов и площадей. Казалось бы, этого числа должно хватить для увековечения новой эпохи. Однако одновременно с присвоением имен новым улицам практически полностью произошла замена названий и в историческом ядре Ставрополя. В 1938 году волевым решением Ставропольского горсовета было переименовано более половины всех существующих улиц. Последняя крупная акция по переименованию была предпринята в 1957 году, когда Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об упорядочении дела присвоения имен государственных и общественных деятелей краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам, предприятиям, колхозам, учреждениям и организациям». В результате за 20 лет произошло не только практически полное стирание исторических названий, но многие улицы оказались переименованными несколько раз.

Сейчас все больше говорят о возвращении улицам Ставрополя их старых имен. По сути дела, речь идет о реабилитации старых исторических названий. Однако и это уже не самый лучший выход, так как жизнь ушла вперед, и механический возврат к дореволюционным названиям не может быть тотальным, ибо он окажется таким же неестественным, как и предыдущий.

При этом непременным должно стать условие, что при изменении наименования на улице или площади устанавливается мемориальная доска с перечнем всех названий, которые когда-либо носила улица. В таком случае мы сможем сохранить и названия советской эпохи, которые также отражают определенный этап истории. Возвратить улицам прежние названия - шаг непростой, требующий и психологической адаптации, и материальных затрат. Поэтому на реализацию его потребуется время.

В статье А. Кондратенко, по сути, изложена программа действий. Нужно публично обсуждать проблему, взвешенно подойти к осмыслению каждого топонима. Следует обязательно прислушаться к мнению горожан и ученых - историков, географов, социологов, лингвистов, литературоведов. И работать всем сообща, учитывая исторический опыт, успехи и ошибки прошлого.

К. ШТАЙН, Д. ПЕТРЕНКО
«Культурная память народа»
Газета «Ставропольская правда»
19 августа 2011 года