08:01, 12 августа 2011 года

Алексей Черников - художник, не подвластный стихии

- Помню, еще в школу не ходил, и вот старшая сестра принесла букварь. Тогда книг было мало, и мне дали этот букварь на один вечер, - вспоминает художник. - Не мог оторвать глаз от красочных иллюстраций, где было столько знакомых персонажей: на отчем подворье были и кошка, и овцы, и теленок, точь-в-точь из букваря. А в книге поразила меня пушистая белка, тут же решил ее нарисовать. 

В селе тогда после пожара на заводе ветром раскидало по округе кусочки грязной исписанной бумаги. Юный художник собрал ее и начал рисовать на оборотной стороне этих клочков.

- Мой неожиданно раскрывшийся талант первой оценила бабушка: она чулок вяжет, а я ее рисую, она прядет пряжу - а я опять рисую, - улыбается своим воспоминаниям А. Черников.

Его по праву можно считать самородком: систематического профессионального образования не получил - на фронте погиб отец, и мать одна поднимала троих детей. С мечтой об училище пришлось расстаться. Живописью занимался самостоятельно в свободные минуты. И достиг результатов. Главное – выработал собственный, неповторимый, не похожий ни на чей изобразительный язык.

О тонком чувстве стиля мастера на открытии выставки говорил председатель правления Ставропольского отделения Союза художников России Сергей Паршин:

- Алексею Николаевичу по плечу разные жанры и темы, он пишет портреты, создает сюжетные полотна, и каждое самобытно, интересно...

На первой персональной выставке автора работ представлено, быть может, не так уж много - около 30 пейзажей. Все они наполнены мощной энергетикой природы. К примеру, бурные потоки настолько «живые», что возникает полное ощущение твоего присутствия там, у кромки берега. Главное для А. Черникова - передать конкретное настроение и смысл. Многие его работы и сложны, и тревожны. У него даже в названиях полотен слышится определенная динамика: «Ветер», «Буря», «Моросит» - всюду что-то происходит... Так, центральная картина экспозиции «Буря» представляет настоящий разгул стихии: наклоненные до земли деревья, беспросветное небо, гроза - все в темных тонах. И человек, борющийся с ненастьем: ветер сбивает его с ног, сковывает движения, треплет волосы и одежду, но он наперекор всему пытается двигаться вперед. Как, в общем-то, и сам художник идет вперед непростой дорогой жизни...

«Не подвластный стихии»
Газета «Ставропольская правда»
12 августа 2011 года