07:15, 6 августа 2011 года

Ставропольские журналисты чтят память писателя Владимира Гнеушева

5 августа исполнилось 9 дней, как не стало Владимира Григорьевича Гнеушева. Ушел из жизни известный ставропольский и российский поэт и писатель. Человек с большой буквы. Ушла целая эпоха - эпоха мужества и социальной справедливости, эпоха искренней дружбы, эпоха верности и любви не только к великому Отечеству, но и к женщине, матери и малой родине. Все это присутствует в его стихах и прозе. И не просто присутствует, а составляет главное содержание всех его 30 книг, вышедших в различных издательствах России - от Ставрополя до Ленинграда и Москвы.

Похоронен Владимир Григорьевич в Москве на Ни­коло-Архангельском кладбище в Новокосино. Хотя практически вся его жизнь была связана со Ставропольем. Здесь, в степном и полынном селе с загадочным ногайским названием Кевсала, что в Ипатовском районе, он и родился в 1927 году 2 октября. С шести лет стал беспризорником. Воспитывался в детдомах и на улице. Периодически учился в школах, а позднее органами НКВД был направлен в железнодорожное училище в г. Минеральные Воды, окончить которое не удалось из-за наступления немецкой армии на Северный Кавказ. После изгнания оккупантов работал в колхозе, а затем в Ставрополе на электростанции - слесарем. В

1944-м добровольцем ушел на фронт. Потом, пройдя войну, учился в Литературном институте имени Горького. Но главную школу журналистского и писательского мастерства Владимир Григорьевич, как он сам не единожды замечал, прошел в молодежной печати - сначала в краевой газете «Молодой ленинец», а затем сотрудничал как специальный корреспондент с «Комсомольской правдой».

Мы, журналисты, его младшие братья и товарищи, дети той самой страшной войны, в которой Владимир Григорьевич дошел до Германии, работали вместе с ним многие годы бок о бок в краевой молодежной газете. Да и потом плодотворно сотрудничали в процессе творчества. Мы помним его неповторимые корреспонденции и репортажи, душевные зарисовки и ранние стихи, своеобразные, по-гнеушевски крепкие и одновременно лиричные, которые периодически публиковала «Ставропольская правда». Он всю жизнь своим пером боролся с бюрократами и чинушами, со всяческой нечистью, порочащей наше Оте-чество.

Невозможно без почитания и уважения относиться к человеку, который никогда не состоял ни в какой партии и который не ради пафоса, а от души и убежденно сказал о себе так: «Мое идеологическое и нравственное воспитание целиком взяли на себя жизнь, собственное упрямство и Виталий Валентинович Бианки - великий человек и писатель, ставший мне вторым отцом. У меня одна дочь, один сын и один внук. За мною один флаг, одна присяга и единая верность им». В этих словах весь Гнеушев. Его страстность и убежденность, честность и порядочность, готовность постоять за товарища - эти качества всегда были с ним, как и чувство коллективизма, верность в дружбе и любви. Я знаю это не понаслышке, т. к. не одно десятилетие дружил с ним и близко общался в самых откровенных разговорах за рюмкой и без оной. Мы все относились к нему как к старшему брату с уверенностью, что он всегда и поможет, и защитит, и убережет от ошибки и беды. Только вот погордиться такой убежденностью, к сожалению, может не каждый из нас. Но мы всю жизнь руководствуемся, как девизом, его поэтической строчкой «Будет Родине легче - будет легче и мне!».

Гнеушев был не только настоящим поэтом и писателем, создавшим целый ряд достойных произведений. Он был больше, чем поэт. Он был настоящим Гражданином и Учителем. Каждый из нас, кто хоть как-то соприкасался с этим человеком, получал ощутимый заряд энергии, знаний и идейной убежденности.

У В. Г. Гнеушева было подчеркнутое невнимание к собственной персоне, которое с годами превратилось в жизненный принцип. В своем романе «Сандро из Чегема» Фазиль Искандер вспоминает, как во время учебы в Литинституте студенты издали рукописный журнал, который вышел в свет без одобрения руководства института и райкома партии. Разразился скандал с проработками, вызовом «на ковер» и прочими заморочками. Спустя много лет Искандер встретил одного из составителей этого журнала, и тот с благодарностью напомнил, что на состоявшемся тогда общеинститутском собрании против его исключения из комсомола проголосовали только два студента - Искандер и Гнеушев.

А еще мне вспоминается такой эпизод из тех же далеких шестидесятых. Мне довелось побывать в ту пору в Кисловодском городском театре на вечере поэзии и слушать Роберта Рождественского и Владимира Гнеушева, выступавших, как говорится, на равных. Для нас, молодых тогда ставропольцев, конечно же, было здорово, что наш земляк Владимир Гнеушев утверждается на сцене рядом с уже известным московским поэтом и награждается такими же бурными аплодисментами. Потому что каждое его слово попадало точно в цель. А когда поэт обращался к залу, мне казалось, он обращается ко мне, к каждому из нас:

Мы землю роем, красим крыши ржавые,

мы на шаландах ставим паруса

и песнями Булата Окуджавы

испытываем наши голоса...

И вот это «мы», я не преувеличиваю, роднило и объединяло зал и поэта.

Все мы были свидетелями той титанической работы, которую проделал Владимир Григорьевич вместе с редактором карачаево-черкесской в то время областной газеты, а затем и «Ставрополки» Андреем Лаврентьевичем Попутько, создавая книгу о защитниках Кавказа от немецко-фашистских захватчиков «Тайна Марухского ледника». Это объемное творение воинов-журналистов стало настольной книгой для сотен тысяч и миллионов юных патриотов нашей страны в течение десятилетий конца ХХ века и, по сути, зачинателем всесоюзного похода по местам боевой и трудовой славы советского народа. И мы гордимся тем, что каждый из нас, журналистов той поры, так или иначе помогал Гнеушеву и Попутько собирать материалы для этой книги. Жаль только, что нынешние администраторы не находят средств для переиздания этого поучительного документально-публицистического произведения, которое очень пригодилось бы сегодняшней молодежи, ослепленной блеском доллара и наживы.

Мы искренне соболезнуем родным и близким Владимира Григорьевича, всем почитателям творчества писателя. Как профессионал, я твердо убежден, что читатели всех возрастов еще не единожды возвратятся к поэтическим и прозаическим произведениям В. Г. Гнеушева, вышедшим во второй половине ХХ века, и к его недавним, как бы итоговым книгам «Полынная слава» и «Сирень в провинциальном городке», изданным опять же без помощи власть имущих, а благодаря друзьям. Во всяком случае мы и тысячи наших сверстников, а также наши дети и внуки будут всегда помнить и чтить замечательного, талантливого человека.

Светлая ему память! Царство небесное! И пусть будет пухом тебе земля, дорогой Владимир Григорьевич!

Николай МАРЬЕВСКИЙ
««Будет Родине легче - будет легче и мне»»
Газета «Ставропольская правда»
6 августа 2011 года