07:21, 6 августа 2011 года

Как проходит лечение детей-инвалидов в реабилитационном центре в Ставрополе

В среднем за год помощь специалистов здесь получают около пятисот ребят с тяжелыми недугами. Квалифицированные сотрудники, новейшее оборудование, различные программы – все для того, чтобы в прямом смысле поднять ребенка на ноги, научить ходить, говорить... Да и просто радоваться жизни. Родители таких детей высоко ценят деятельность органов госвласти края, направленную на обеспечение социальной защиты.

Дружелюбный доктор Феникс

За семь лет существования центра через него прошли тысячи ребят: со дня открытия для раз­работки индивидуальных про­грамм реабилитации и оказания бесплатной консультативной помощи были заключены договоры с рядом кафедр Ставро­польской государственной меди­цинской академии. Сейчас здесь функционируют три отделения: медико-социальное, пси­хо­ло­го-педагогическое и совсем новое - диагностики и социальной реабилитации, в которых дети проходят курсы медикаментозной терапии, физиотерапии, механотерапии, лечебной физкультуры, массажа, психолого-педагогического сопровождения, социальной адаптации. Оказавшись внутри центра, невольно обращаешь внимание на радужную обстановку: стены, выкрашенные в светлые тона, яркие игрушки, расставленные по всей длине коридоров, мягкие модули, благодаря которым малыши передвигаются, не боясь ушибов и падений.

- Мы стараемся, чтобы дети здесь не унывали... – говорит директор Екатерина Тютина, знакомя меня с работой центра, – поэтому каждая мелочь играет важную роль: у маленьких пациентов должно возникать желание, как у всех в этом возрасте, двигаться, играть...

Главный принцип реабилитации ребенка, по словам Е. Тютиной, – это работа в команде. Как выяснилось, речь идет не только о специалистах.

- Родители тоже осваивают все наши методы работы, чтобы потом уже и дома заниматься с детьми.

В самый разгар дня в центре полно детворы: кто-то «купается» в шарах, ожидая очереди к специалисту, кто-то с помощью мамы делает первые шаги, потянувшись за яркой игрушкой, а кого-то уже ждет во дворе настоящее приключение... С балкона как на ладони видна детская площадка, где оборудованы горка, песочница, качели. От лесного массива ее отделяет небольшая ограда, так что любоваться красотой окружающего мира ребята могут беспрепятственно и дышать свежим воздухом.

Пока мы наблюдали за прогулкой малышей, на уличную площадку привели настоящую лошадь. Иппотерапия (лечебно-верховая езда) - так по-научному называется этот метод – уже несколько лет используется в ставропольском реабилитационном центре. Применяется он для реабилитации больных с соматическими и психическими заболеваниями. Чтобы работать по этой методике, ставропольские специалисты прошли обучение на кафедре адаптивной физкультуры в институте им. Лесгафта в Санкт-Петербурге.

Поначалу удержаться на лошади ребенку, имеющему двигательные нарушения, помогают инструктор и медицинский работник: от занятия к занятию у маленького наездника укрепляются мышцы, выпрямляется спинка, появляется уверенность в себе. Движения лошади невольно ощущаются малолетним всадником - его мышцы работают как при ходьбе. Специалисты отмечают: верховая езда при ДЦП имеет множество пре-имуществ: она способствует коррекции опорно-двигательного аппарата, увеличивает подвижность в суставах, нормализует мышечный тонус, развивает манипулятивную функцию рук, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. К тому же повышается адаптация организма к физическим нагрузкам, четвероногий доктор помогает больному ребенку почувствовать в себе уверенность. А уж сколько положительных эмоций вызывает верховая езда у маленьких пациентов центра, говорить не приходится. Каждое занятие с лошадью в реабилитационном центре проходит в присутствии врача ЛФК и коневода.

- Мы стараемся научить наших подопечных ездить даже вперед спиной, а это ведь не многие и здоровые дети умеют, – говорит коневод Марина Евтушенко.

В этот раз свою важную миссию по оздоровлению ребятишек выполнял дружелюбный конь Феникс. Перед тем как приступить к занятиям, они с удовольствием покормили его яблоками и хлебом. Многие впервые в этот день общались так близко с животным, поэтому не скрывали своего восторга.

Пятилетняя Аленка уже третий год проходит курс реабилитации, и, по словам мамы, которая ни на шаг не отходит от ребенка, есть положительные результаты. Девочка же, сидя на лошади, сверху гордо поглядывала на окружающих... И это дорогого стоит, ведь мамы спешат сюда, порой на руках неся своего ребенка, который до поры до времени не может представить, что начнет двигаться самостоятельно. Некоторым детям в течение года требуется пройти не один цикл реабилитации. Важно, что в центре с маленькими пациентами, страдающими тяжелыми недугами, работают не просто профессиональные сотрудники, а чуткие, неравнодушные люди. Даже отчаявшиеся родители находят здесь помощь.

Как поделилась директор учреждения Е. Тютина, когда рождается в семье «особенный» ребенок, взрослые порой находятся в полной растерянности – так что в первую очередь их нужно приводить в чувства, а потом уже к ребенку подключать высококвалифицированных специалистов.

Собака - лучший друг ребенка

В последнее время в центре вполне успешно используют еще одну необычную методику реабилитации детей-инвалидов – канистерапию (терапию с помощью собак). Результаты такого лечения не заставляют долго ждать.

- Трехлетний ребенок с ДЦП, которого мы два года пытались поставить на ноги с помощью массажа, ЛФК и других традиционных методик, впервые пошел именно за собакой, «забыв», что раньше он этого никогда не делал, - говорит, продолжая экскурсию, Е. Тютина. - И этот не-ожиданный эффект не был одномоментным. С тех пор малыш ходит самостоятельно и сейчас уже учится управляться со своим другом, уверенно держа его за поводок.

Тем не менее педагог дополнительного образования Елена Таравикова, которая как раз и ведет эти занятия, подчеркнула, что канистерапию ни в коем случае нельзя рассматривать как панацею от болезни.

- Сейчас распространилось ошибочное мнение о том, что с помощью собаки можно поставить ребенка на ноги. На самом деле на результаты лечения влияют многие показатели: эффективность комплексной терапии, индивидуальные особенности ребенка, течение болезни, эффективность процедур, которые он проходил. В первую очередь «лечение собаками» помогает «особенному» ребенку справиться с психологическими преградами: когда пациент видит животное, сразу забывает о своих страхах. В данном случае желание поиграть с псом помогает преодолеть психологические барьеры…

Занятия с животным проходят по двадцать минут три раза в неделю. Однако дети по-разному относятся к четвероногому «доктору». Перед тем как приступить к занятиям с настоящим животным, пациента знакомят с игрушечной собачкой, сопровождая демонстрацию рассказом о жизни и повадках животного. Затем показывают настоящего пса, но только на расстоянии, постепенно подводя все ближе к животному. Малыш гладит четвероногого друга, ощупывает его, водит на поводке, играет и общается с ним, а пес, в свою очередь, развлекает пациента выполнением различных команд.

Необходимость постепенного знакомства очевидна: у большинства детей-инвалидов возможности общения с окружающим миром нет, домашние питомцы в таких семьях тоже большая редкость. Как следствие, многие пациенты реабилитационного центра поначалу испытывают страх перед четвероногим «доктором».

В центре работают пять «штатных», псов-лекарей - Джени, Шерман, Алиса, Герда, Альянс. Дружелюбие, безукоризненное воспитание и бесконечное терпение - основные «профессиональные» качества четвероногих сотрудников.

…Семилетний шелти по кличке Шерман - один из сотрудников «собачьей бригады» - в этот день как раз работал с детьми. Имея за плечами цирковое «образование», он с задором подбрасывал мячик к ребенку, проходил по туннелю, разрешал пациенту надевать на себя яркие костюмы.

- Десять лет я вела кружок «Юный кинолог» во Дворце детского творчества. Постепенно мы с учениками создали интересные трюковые номера. Чтобы труд не пропал даром, в качестве волонтеров ездили с концертной программой по школам, детским садам, реабилитационным центрам города. Веселые и музыкальные номера с собаками всегда вызывали восторг у маленьких зрителей, - вспоминает Елена Таравикова. - Однажды мы выступали и в этом центре. Зрители были настолько довольны, что директор пригласила меня сюда работать...

Каждый ребенок имеет свой характер, поэтому для занятий ему подбирается подходящий по темпераменту напарник: есть дети, которые реагируют только на активных собак, другим предлагается более спокойное животное.

Лечение в игре

В 2009 году на деньги, выделенные центру из резервного фонда Президента РФ, был приобретен компьютерный класс, который тоже стал важным звеном в работе с детьми.

- Все дети имеют право на полноценную жизнь, - говорит Е.  Тютина. – Когда появились компьютеры, мы пригласили педагога по информатике из обычной школы. – Многие тут же научились управлять «мышкой», добывать необходимую информацию. Кстати, реабилитацию в центре проходят ребята до 18 лет, и для них этот класс особенно важен.

А в комнате социально-бытовой адаптации царит по-настоящему домашняя обстановка: на полках всевозможные чашечки, кастрюльки, стаканы, небольшой столик и стульчики заменяют ребенку привычный кухонный интерьер. В этой комнате вместе со специалистом Екатериной Бондарчук детвора возрастом поменьше учится резать хлеб, готовить простейшие блюда и даже открывать дверные замки.

- Родители зачастую боятся развивать социальные навыки своего ребенка и все делают за него сами, мы же, наоборот, учим пользоваться бытовыми приборами - миксером, утюгом, микроволновой печью.

В подтверждение своих слов Е. Бондарчук рассказала историю, которая приключилась недавно. Однажды мама с ребенком, больным ДЦП, отправилась в гости к знакомой. И каково же было удивление, когда ее чадо самостоятельно замесило тесто для печенья. в итоге приготовленную выпечку она пробовала с огромным удовольствием... О положительных результатах работы центра можно рассказывать долго. Но есть и проблемы.

- Для работы с детьми не хватает спортивного зала - из-за финансовых трудностей помещение на третьем этаже так и остается неотремонтированным, здесь мы бы могли установить тренажер Гросса, - говорит Е. Тютина.

Он необходим для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, чтобы учиться держать голову, стоять, сидеть, наклоняться, удерживать равновесие и делать первые шаги. К тому же эта конструкция страхует от любых падений и травм и позволяет лечиться играя. Для детей с церебральным параличом, которые не могут стоять на ногах, такой тренажер просто необходим!

В государственном учреждении социального обслуживания «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» успешно применяется и множество других эффективных методик реабилитации детей-инвалидов: механотерапия, вертикализация, криотерапия (терапия холодом), роликотерапия. Но главное, что здесь уверены и всегда об этом говорят родителям:

- После неутешительных прогнозов врачей нельзя терять надежды, ведь каждый ребенок уникален и по-своему талантлив!

«Обретенная надежда»
Газета «Ставропольская правда»
6 августа 2011 года