Тишина поселилась в этом здании, привыкшем, вообще-то, к шумной, наполненной людьми и событиями жизни. Сезон закрыт, артисты должны отдохнуть! Как и публика, впрочем. Но зато и у актеров, и у публики в воспоминаниях много интересных и необычных встреч в этих благословенных стенах.

Сцена из спектакля «Лайф-Лайф».

Сцена из спектакля «Лайф-Лайф».

© Фото Юрия Скибина.

Сцена из спектакля «Визит дамы»: Клара – нар. арт. России Н. Зубкова.

Сцена из спектакля «Визит дамы»: Клара – нар. арт. России Н. Зубкова.

© Фото Юрия Скибина.

Пластический этюд: Ромео – арт. В. Таранов, Джульетта – арт. С. Луганская.

Пластический этюд: Ромео – арт. В. Таранов, Джульетта – арт. С. Луганская.

© Фото Юрия Скибина.

О некоторых итогах минувшего творческого сезона мы беседуем с директором Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, заслуженным работником культуры РФ Евгением Луганским.

-Евгений Иванович, каждый театральный сезон непохож на предыдущие и приносит что-то свое. А прошедший, 166-й показался особенно насыщенным и по репертуарной составляющей, и по исполнительской. Есть даже ощущение, что театр подошел к некоему качественно новому периоду своей жизни.

– Сезон действительно выдался необычайно плодотворным. Для него характерным стал мощный творческий всплеск. Помните, мы начали спектаклем «Лайф-Лайф» по пьесе Глеба Нагорного – с ним пришла на нашу сцену новая современная драматургия. Которую не так-то легко сейчас отыскать! Чтобы волновало и актеров, и зрителей. Это удалось стараниями яркой приглашенной постановочной группы – режиссера Юрия Попова и художника Анатолия Шикули. Работа была чрезвычайно увлекательная, хотя спектакль достался нам тяжело по не зависящим от театра причинам: пришлось долго ждать разрешения режиссеру на въезд в Россию, а потом в краткие сроки все делать. Но коллектив мобилизовался, к счастью, все получилось, и всем за это спасибо. Таким образом, было проложено русло следующим постановкам. Тут нельзя не сказать о возобновлении малой сцены, спектаклем «Бермуды» открывшей двух новых актеров труппы – Ларису Урбан и Тамерлана Коченова, известных публике по работам в телевизионных сериалах.

– И они весьма оригинально о себе заявили...

– Да, таким был их дебют на ставропольской сцене. Не случайно дуэт по итогам сезона отметил наш меценат. Хотя ввод их в труппу проходил не всегда гладко, творческие люди новичков встречают настороженно... Но работали ребята на подъеме, достаточно назвать заметные роли в «Одноклассниках»...

Совсем иного рода и тоже весьма неплохой спектакль опять-таки в начале сезона поставил и наш известный режиссер Валентин Бирюков: зритель с удовольствием аплодировал «Необыкновенным приключениям в отеле Мирандолины». Яркие, костюмные комедии любит немалая часть нашей публики, к тому же это проверенная классика – Гольдони. Знаю по многолетнему опыту, что спрос на такие постановки есть всегда, и они, несомненно, должны присутствовать в репертуаре. Как и праздничные детские, которые мы вот уже несколько лет специально к новогодним каникулам готовим по пьесам своего «собственного» автора – заслуженного артиста России Михаила Новакова. Он успешно и с творческим вдохновением с этим справляется, прекрасно чувствует сегодняшнее время, подрастающее поколение, знает даже его сленг. Причем публика у этих постановок – от пяти- до пятнадцатилетних!

Потом была еще одна премьера – мощный, сильный, эмоциональный спектакль «Одноклассники». Это большая удача не только пьесы Юрия Полякова, но и ее воплощение режиссером Валентином Бирюковым вместе с актерским ансамблем. Сам автор говорил об этом, когда приезжал посмотреть спектакль, отметил актерские работы Ларисы Урбан и Евгении Капраловой, в частности, а также заслуженных артистов России Александра Ростова и Александра Жукова.

– Актерский состав в театре традиционно высокого уровня: кажется, какие бы спектакли режиссеры ни ставили, чаще всего мы видим, что наш театр силен прежде всего актерами... Они где надо – вытягивают драматургический материал, где надо – наполняют его своим духовным запасом...

– Это школа классического русского театра. Дорогого стоит это бесценное наследие, оставленное нам великими актерами, здесь работавшими, проповедовавшими именно живой театр: когда артист пропускает через себя судьбу героя. Мне близок появившийся сейчас термин «чувственный театр», ибо если нет на сцене подлинности чувств – любви, ненависти, ревности, – зритель тоже ничего не почувствует.

– При одном важном условии – правильном понимании значения слова «чувственный», которое порой, увы, сводят чуть ли не к физиологии...

– Нет, речь, конечно, именно о чувствах в лучшем понимании. Как сказал поэт: чувства добрые я лирой пробуждал... Так и актеры несут добрые чувства, творя театр переживаний. Именно этим объясним успех тех же «Одноклассников» и на родной сцене, и в дни гастролей в Пятигорске. Везде были аншлаги, потому что зрителю интересно, ведь в самом деле у всех были свои одноклассники, однокурсники, и каждому интересно узнать, что с ними стало за годы... Зритель словно проигрывает увиденное – через себя.

Не могу не сказать еще об одном спектакле – по пьесе М.  Новакова «Ты не Джульетта»: постановка рождалась неожиданно, незапланированно, из зарисовочных этюдов на экзамене по сценическому движению у студентов факультета искусств. А получился полноценный спектакль – юморной, тонкий, с фехтованием, песнями, яркими актерскими работами... И хотя многие ребята, получив дипломы, разъедутся, сам спектакль мы постараемся сохранить и в следующем сезоне.

– Его название очень уж перекликается с поставленной под занавес сезона трагедией Шекспира...

– Это, видимо, стало свое-образной прелюдией к «Ромео и Джульетте»!.. Но у Новакова совершенно другие герои, и тема любви дана в комедийном ключе, со счастливым финалом, в отличие от классика. И совсем другой – современный – разговорный язык. Ну и, наконец, театр сделал важный, решительный шаг, приступив к «Визиту дамы» Дюрренматта.

– Еще она неожиданность! Многим памятен известный телефильм, с которым вольно-невольно сравнивали спектакль.

– Теперь могу признаться, что думал об этой пьесе лет двадцать!.. Но все как-то не находилось режиссера для этой сложнейшей драматургии, недоставало, видимо, и готовности самого театра. А пьеса поразила давно своей главной темой – темой неизбежно наступаемой для каждого человека ответственности за поступки, когда-то совершенные. Случилось счастливое совпадение наших взглядов с режиссером Владимиром Хрущевым. Что бывает далеко не с каждым приглашенным постановщиком. Порой приезжает человек ставить на нашей сцене, разговариваешь с ним о будущем спектакле и понимаешь: «не наш»... Здесь понимание было полным, недаром получилось много блистательных актерских работ – народной артистки России Натальи Зубковой, заслуженных артистов РФ Михаила Новакова, Михаила Мальченко, Александра Ростова... Не побоюсь показаться нескромным, но это постановка хорошего европейского уровня, которую нигде не стыдно показать. Цельная, глубокая работа.

– При этом – свое четкое сценическое решение...

– Чем и интересен театр – здесь не надо приноравливаться к предшественникам, повторять кого-то. К примеру, сколько было в истории разных «Ромео и Джульетт»... Я за свою жизнь видел их десятки. И у нас – свой спектакль. У нас он как песня.

– По-моему, в «Ромео и Джульетте» лучше всего удалось передать эпоху. Ибо при всей живучести Шекспира в веках он все-таки человек своего времени, и его драматургию нельзя перелицовывать по принципу «наденем на Онегина джинсы»...

– Мы этого не позволяем! Есть, что называется, пределы творческим порывам и фантазиям... Вопреки раздававшимся сомнениям – «зачем в конце сезона делать премьеру» – мы на это пошли и ничуть не жалеем. Зал был заполнен. Публика, конечно, знает материал, знает, что «нет повести печальнее на свете», но народ приходил и очень хорошо принимал. И уже в этом наша удача. А ведь как трудно играть на сцене любовь, чтобы зритель верил. И не надо ничего переиначивать «на современный лад».

– В спектакле хорошо проявились молодые актеры, такой свежестью от них повеяло... Очень красив пластический этюд главных героев – поэтическая сцена любви, без какой бы то ни было фальши. И без этой средневековой мрачности: несмотря на трагизм финала, в зале нет тягостного ощущения, остается светлое чувство.

– А «Ромео и Джульетта» и должен быть красивым спектаклем. Все люди с юности мечтают о такой любви... Иначе бы вся наша жизнь была скучна...

– Итак, сезон получился. С учетом состава авторов хочется спросить, будет ли продолжение сотрудничества с тем же Нагорным, Поляковым?

– Будет обязательно! Юрий Поляков сейчас готовит сценический вариант своего нашумевшего романа «Грибной царь», ждем текст. Очень актуальная тема, а без современных пьес театру нельзя. С Глебом Нагорным тоже заключен договор на пьесу «Салон ритуальных услуг», ищем достойного постановщика: для нас очень важно, чтобы и драматургия была ему созвучна, и театр наш творчески близок, словом, чтобы режиссер был с нами «одной крови». Но есть, слава богу, запас в портфеле у Натальи Зубковой, она поставит комедию «За двумя зайцами», пьеса известная, яркая, для нашей публики. Недавно договорились о будущей постановке Юрием Ереминым «Маскарада» Лермонтова. Он после прошлогодней работы – «Героя нашего времени» – проникся лермонтовской темой, плюс увидел у нас актеров, способных сыграть героев Лермонтова. А еще с Ереминым обсуждаем возможность постановки его «Кастинга», нашумевшего в театре Моссовета, в основе – известный бродвейский мюзикл «Кордебалет» Джеймса Кирквуда.

– В труппе театра в последние годы появилось немало новых интересных имен. Это обнадеживает – надо связывать будущее с молодыми.

– Безусловно! Мы постоянно занимаемся обновлением, пополнением, и небезуспешно, благодаря прежде всего дружбе с факультетом искусств Ставропольского госуниверситета. Многие его воспитанники уже хорошо заявили о себе – Денис Криштопов, Ольга Буряк, Анастасия Субботина, среди удачных приобретений театра и уже названные Лариса Урбан и Тамерлан Коченов, и приехавший с Украины многообещающий Владислав Таранов...

– Евгений Иванович, у театра появился хороший опыт общения с меценатами. Не поделитесь секретом, как это удалось?

– О, секрет весьма прост: нашлись люди, любящие театр и желающие поддержать. Речь о наших постоянных зрителях и друзьях из ставропольского концерна «Энергомера», уже второй год поощряющего лучшие творческие достижения по итогам сезона. Надо ли говорить, какая это неоценимая поддержка для актеров! Моральная даже более, чем денежная. Побольше бы нашей культуре таких друзей...

*****

В беседе не были затронуты проблемы, которые, при всех творческих достижениях, конечно же, есть и в театре, и вообще в культуре. Но это тема другого, отдельного разговора. Который обязательно состоится – в будущем сезоне.

Наталья БЫКОВА