07:03, 16 июня 2011 года

Родные ставропольского кавалергарда Никанора Мамонтова хотят перезахоронить своего предка

В 2002 году прочитала на страницах моей любимой газеты «Ставропольская правда» статью под заголовком «Телохранитель ее Императорского Величества». В ней рассказывалось о судьбе «нижнего чина кавалергардского Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка Никанора Мамонтова». Уроженец Ставропольской земли, Безопасненского уезда, служил в кавалергардском полку, шефом которого была вдовствующая императрица Мария Феодоровна (принцесса Дагмар). Полк базировался в Гатчине. Офицерский состав полка комплектовался из представителей русской аристократии, нижние чины подбирались из крестьян - по высокому росту, ловкости, хорошему здоровью и, конечно, внешней «симпатии».

Годы службы при дворе, походы и учения, кстати, очень трудные учения, где строгости были одинаковы и для нижних чинов, и для отпрысков древних дворянских родов. Эти годы, наверное, были потом самым светлым воспоминанием стареющего молчаливого кавалергарда. Судьба хранила нашего героя «благодаря» или «вопреки». После Гражданской войны расположенный в 13 километрах от села Безопасного хутор, где жил Мамонтов, был признан «кулацким». Брата Никанора Ивановича сослали в северные лагеря, а сам хутор сменил название и стал обозначаться везде колхозом «Красный партизан». Под этим названием он просуществовал до хрущевской оттепели, когда многие малые поселения ликвидировали, и сейчас о нем напоминают лишь несколько могил-холмиков. Под одним из них в 1957 году упокоился ставропольский кавалергард.

Во времена перестройки внуки Никанора Ивановича в память о своем предке отдали в краеведческий музей села Труновского его парадную каску. Ту самую, в которой Никанор Мамонтов сфотографировался около ста лет тому назад. К сожалению, как только о ней было рассказано на страницах газеты, бесценная реликвия была украдена из музея. Возможно, она сейчас хранится у какого-нибудь «ценителя» военной атрибутики и старины. Впрочем, это дело совести подобных коллекционеров. Сейчас дело уже не в реликвии и ее цене, а в месте захоронения Никанора Ивановича.

Дело в том, что старое хуторское кладбище пришло в запустение. Еще год-два, и могила будет утеряна или запахана, как и все прочее в окрестностях бывшего хутора. Еще живы и относительно здоровы старенькие внуки кавалергарда, которые хотели бы перезахоронить своего дедушку, перенести прах к родным на Безопасненское кладбище. Но им не по силам уже осилить все формальности этого акта, да и материальная сторона вопроса играет не последнюю роль для сельских пенсионеров. Хочется поверить в добрых, отзывчивых людей, которые помогут потомкам героя былых времен исполнить свой христианский долг, и тогда не затеряется могила его в степях Ставрополья. Было бы справедливо и нам постараться, чтобы Никанор Иванович Мамонтов обрел свое место упокоения.

Т. ХАЛИЗОВА
«Да покоится с миром»
Газета «Ставропольская правда»
16 июня 2011 года