07:42, 11 июня 2011 года

О работе миграционной службы рассказал начальник ставропольского УФМС Александр БОЙКОВ

- Начать, Александр Михайлович, хотелось бы с событий конца мая – с подписания соглашений о сотрудничестве УФМС с двумя действующими в пределах Ставрополья православными епархиями. Дело не только для края, но и для России абсолютно новое, а потому неизбежен вопрос: что, без такого сотрудничества уже не обойтись?

- В силу специфики нашей работы, которая так или иначе затрагивает буквально все сферы повседневной жизни человека, мы изначально придерживались старой истины: один в поле не воин. На первых порах было тесное взаимодействие с органами государственной власти и силовыми структурами, с которыми взаимодействуем и сейчас, потом - с органами местного самоуправления, национальными диаспорами и общественными организациями, а теперь и с епархиями. С учетом того, что процессы внутренней и внешней миграции ощутимо влияют на социально-экономическую ситуацию в целом, без сотрудничества действительно не обойтись, причем по всем направлениям и в разных форматах, включая и соработничество с Церковью.

- Но священник вряд ли станет читать лекции на тему миграции!

- А в этом и надобности нет никакой. Если в приходах на стендах рядом с информационными листками о приходской жизни появятся листки с информацией, которая позволяет мигрантам избежать конфликта с законом, это хорошо. К слову, мы уже имеем позитивный опыт сотрудничества в сфере информационного обмена и с мусульманскими общинами. Имею в виду встречи сотрудников территориальных подразделений УФМС с мигрантами, проведенные в Ставрополе и Пятигорске на территории мечетей при содействии мусульманских священнослужителей. Они не только вызвали интерес – в Ставрополе, например, на встречу пришли около 450 человек. Налицо практический результат! В Пятигорске на следующий день после встречи более 80 иностранцев подали заявления на получение патентов, хотя обычно в день поступает два-три таких заявления. Хотя, отмечу, соглашения о сотрудничестве с Духовным управлением мусульман Ставропольского края у УФМС пока нет, это еще впереди.

У нас немало каналов обратной связи с населением. Это и личный прием как в стенах УФМС, так и на выезде, и телефон доверия, и письменные обращения граждан, и интернет-коммуникация. Но дополнительный канал обратной связи не просто не помешает – мы будем только рады.

- Даже если через него «потекут» жалобы на Ваших подчиненных?

- Жалоба жалобе рознь, работа сотрудников миграционной службы по природе своей конфликтна. Возьмите, например, по-житейски болезненную проблему людей, которые, получив, не имея права, но не зная об этом, российский паспорт, вынуждены сегодня заново проходить процедуру получения гражданства. Проблема эта уходит корнями в 1990-е, в пору правового нигилизма, но в глазах человека виноватым во всем выглядит нынешний сотрудник УФМС. Но обоснованных жалоб и претензий мы не боимся, наоборот, недопустимой считаем ситуацию, когда проступки, а тем более нарушения закона остаются невыявленными. Лучше, конечно, когда мы сами те или иные негативные факты находим, но готовы признавать и исправлять и те недостатки, на которые нам указывают либо граждане, либо коллеги из других правоохранительных органов. И ответственности, поверьте, даже за нарушение дисциплины никто не избежит. А что касается правонарушений и преступлений, то за них наказывается не только сам виновный. В 2010-м за грехи подчиненных поплатились и начальники подразделений в Железноводске, в Курском и Левокумском районах. Один вообще освобожден от должности, двое привлечены к дисциплинарной ответственности. А иначе и быть не может, поскольку пострадавшими в подобных неприятных случаях в конечном итоге оказываются простые люди, права и законные интересы которых обязаны защищать сотрудники миграционной службы.

- Хотя люди эти по части законопослушания тоже далеко не ангелы...

- С ангелами на грешной нашей Земле вряд ли кто встречался. Так что нарушения миграционного законодательства – неотъемлемая часть, к сожалению, нашей жизни. Если брать итоги 2010-го, в целом по Ставрополью выявлено свыше 12,8 тысячи таких нарушений. Понятно, их количество прямо связано с интенсивностью миграционных потоков. А она весьма высока: в прошлом году на территории края зарегистрировано около 130 тысяч граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Но очевидно и другое. ФМС - не репрессивный орган, тем более что законодатель активно работает в последние годы в направлении либерализации миграционного законодательства: через одни запреты порядок не наведешь. Необходимо создавать условия, при которых бы даже желания нарушить закон не возникало.

- А как это на практике может выглядеть?

- Наглядный пример – патенты, дающие иностранцам право заниматься трудовой деятельностью в сфере, не связанной с предпринимательством. Во-первых, это возможность для легализации осуществляющих незаконную трудовую деятельность мигрантов. Во-вторых, получение патента – процедура куда более простая, нежели получение разрешения на работу через систему квотирования, что удобно и для работников, и для нанимателей. В-третьих, патентная система позволяет обеспечивать разумный баланс интересов на рынке труда: задействовав иностранцев в сфере, не связанной с предпринимательством, там, где вакансии местными жителями не востребованы, можно снизить «миграционное давление» на рынок труда в производственной сфере. Я уж не говорю о том, что патенты – стабильный источник пополнения бюджета. В 2010 году, хотя патентная система задействована с 1 июля, мы оформили 1088 патентов, что дало бюджету более 2 миллионов рублей.

- Деньги немалые, но сумма-то штрафов все равно больше…

- Верно, за 2010 год с нарушителей миграционного законодательства взыскано в виде штрафов более 47,7 миллиона рублей, все деньги поступили в бюджет края. Но когда речь о штрафах, налицо внутреннее противоречие. Все мы хотим, чтобы правонарушений с каждым годом становилось меньше, а для бюджета выгоднее, чтобы число выявляемых нарушений росло. Иное дело – патенты. Чем больше будет желающих их оформить, тем лучше и для бюджета, и с точки зрения соблюдения миграционного законодательства. Близкая аналогия – госпошлина за оказываемые населению нашими территориальными подразделениями услуги. Чем выше спрос на эти услуги, тем больше «живых» денег получит бюджет. Причем, что важно, сегодня у нас появляются возможности для качественного оказания таких услуг.

- Вы имеете в виду высокие технологии?

- Не только. За счет грамотной организации процесса тоже многого достичь можно. Когда в 2008 году в здании УФМС был открыт первый и единственный на весь край пункт оформления биометрических загранпаспортов, очереди были просто жуткими. Иное дело сейчас: с открытием пунктов в Пятигорске, Невинномысске, Нефтекумске, Светлограде и в селе Красно-гвардейском нужда ехать за паспортом из городов и районов в Ставрополь отпала. Хотя в регионе Кавминвод необходимо еще открывать дополнительные пункты. Но в век электроники эффективно работать без использования высоких технологий действительно невозможно. И не случайно у нас создано специальное отделение, которое занимается оказанием госуслуг в электронном виде. В 2010 году через Интернет было подано около полутора тысяч заявлений. Причем востребованы все восемь услуг, предлагаемых в электронной форме, включая две, предназначенные для иностранцев, которые могут подать документы на оформление вида на жительство и получение разрешения на временное проживание. И спрос, уверен, будет расти.

- К тому же и труд сотрудников УФМС высокие технологии облегчают?!

- Сокращение «бумагооборота» и уменьшение доли рутинного труда – это, безусловно, благо. Но вот касательно облегчения труда… Начнем с того, что в связи с расширением функций ФМС и значительным увеличением нагрузки на личный состав ощущается нехватка кадров. Второй важный момент – в стране нет вузов, которые готовили бы специалистов для миграционной службы. А должны быть, поскольку сотрудники ФМС обязаны обладать огромным, не побоюсь этого слова, багажом специальных знаний. Счет, например, регламентирующим нашу деятельность нормативным документам, включая и законодательные акты, идет на сотни. Плюс не обойтись без знаний в области психологии, без навыков поведения в экстремальной ситуации и т. д. К тому же работать приходится отнюдь не в идеальных условиях. Есть проблемы и с финансированием, и с обеспечением транспортом и помещениями. Так что легкой работу личного состава не назовешь.

- Но работают, судя по показателям, неплохо…

- Абсолютное большинство сотрудников – трудолюбивые, преданные делу люди. И мы не упускаем возможности поощрить самых достойных, в том числе и тех, кто уже отдал службе многие годы. Причем исходим из того, что личный состав должен не просто обеспечить контроль над миграционной ситуацией, но и выстроить надлежащие правовые отношения с каждым – и с россиянином, и с иностранцем. Созданная, скажем, у нас в управлении и не имеющая аналогов в других регионах база «Иностранец-СК» – это массив всех данных по всем приезжающим на Ставрополье иностранным гражданам. Что само по себе существенно, ведь можно даже номер авиарейса, которым человек отбыл на родину, отследить. Но не менее существенно и то, что предусмотрена возможность контроля как проверяемых, так и проверяющих. Упрощенно говоря: если сотрудник не «пробил» нарушителя по базе, это легко будет установить.

- Получается, вы не только по части расширения рамок сотрудничества многие региональные УФМС опережаете, но и по части технических новаций?

- Опережаем или нет, не мне судить. Но то, что сама жизнь не позволяет топтаться на месте, это верно. Тем более что, как показывает практика, происходящие в крае процессы – свое-образный социологический маркер, позволяющий с высокой долей вероятности говорить об общих для России тенденциях развития. И важно не только вовремя увидеть назревающие проблемы – столь же важно выработать «механизм» их решения. Это непросто, но тем важнее на уровне УФМС и территориальных его подразделений обеспечить предсказуемость миграционных процессов.

А в преддверии 14 июня хочу от души поздравить сотрудников территориальных подразделений и аппарата управления с Днем работников миграционной службы. 

Александр САБУРОВ
«Открытость плюс доступность»
Газета «Ставропольская правда»
11 июня 2011 года