07:56, 10 июня 2011 года

Арт-хаус – кино, заставляющее думать

Современный арт-хаус продолжает традиции экспериментального кинематографического авангарда, сформировавшегося в начале ХХ века. Именно тогда сформировалось разделение на «развлекательное кино» для масс и на «серьезное искусство кино» для интеллектуальной аудитории. Это кино коммерчески невыгодно прокатчикам, и потому его чрезвычайно редко можно увидеть в кинотеатрах, этих фильмов не ждут на больших экранах. Словом, кино не для всех, но – при желании – доступное каждому. Кино, заставляющее думать.

В этом безусловно уверен самодеятельный режиссер и одновременно ставропольский студент Филипп Прибыловский. Еще в школьные годы он заинтересовался компьютерной графикой. Его первые анимационные работы побеждали в меж-школьных конкурсах. Появившаяся в 2007-м первая самостоятельная полнометражная картина «Скромные мечты» была хоть и незрелой, но уже привлекла к себе внимание молодого зрителя. Это история о мафии, подчинившей себе целый город. Филипп ставил перед собой еще и довольно сложную техническую задачу: он буквально создал «другой город», так что зритель и не подумает, что съемки велись в Ставрополе. Вот где пригодился опыт с компьютерной графикой, позволивший смоделировать свои небоскребы и оживленные улицы…

- Конечно, мне помогали друзья, – рассказывает Филипп. – Первый показ прошел в Майкопе, где собрались единомышленники у моего друга Дмитрия Дуба, там была не только съемочная группа, но и просто знакомые. Фильм понравился. Ребята говорили: «Хорошо, продолжай!». Но сказать легко. А вообще-то, любительское кино никому не нужно в нашей стране! У меня были идеи, только вот средств не было…

Но своего увлечения кино он все же не оставил. В 2010-м Филипп сделал мистическую историю о превратностях компьютерного мира «Арк (Ковчег)». Сейчас работает над двумя проектами, уже почти завершил подбор актеров.

- Мне нравится экспериментировать, ведь только так можно понять, что тебе ближе. Я не могу снять «живьем», например, дракона, но я могу его нарисовать и как-то по-особенному представить зрителю, – продолжает он.

Арт-хаусное кино хоть и не имеет широкой популярности, но, несомненно, обладает какой-то особой притягательностью. Недаром случается, что даже вполне состоявшиеся знаменитые творцы, как Ларс фон Триер например, иногда берутся за любительскую камеру. В Ставрополе пока что нет профессиональной киностудии, но кто знает, не «прорастет» ли она когда-нибудь на почве развивающегося самодеятельного арт-хауса? А пока любительские ленты находят своего зрителя на полях Интернета.

Все свои фильмы Филипп монтирует сам, сам подбирает музыку. Возможно, многие смелые идеи Филиппу придется отложить, поскольку необычные замыслы действительно тяжело воплотить, имея под рукой лишь камеру да оригинальный взгляд на мир. Но Филипп не унывает: ведь даже знаменитое «Начало» Кристофера Нолана какое-то время пылилось «на полке».

Ксения ИЗМАЙЛОВА
«Кино со смыслом»
Газета «Ставропольская правда»
10 июня 2011 года