08:22, 28 мая 2011 года

Военный подвиг пограничника Ивана Барсукова

В сельском клубе

Машина свернула с федеральной трассы, и сразу же стрелка спидометра сдвинулась влево. Водитель медленно объезжает многочисленные выбоины на некогда асфальтированной дороге, которая сейчас походит на рокаду, но избитую не тяжелой военной техникой, а временем. Видимо, выделенные на ремонт дорог деньги сюда не дошли. А еще было грустно от того, что вела она в почти забытый уголок. И Дом культуры, в котором предстояла встреча с земляками Героя Советского Союза офицера-пограничника Ивана Барсукова, наверное, встретит гостей неустроенностью и холодными помещениями. Ведь такая она, российская глубинка - нищающая, ветшающая.

С такими мыслями я въехала в село Казгулак Туркменского района. Но, как только увидела встречающих меня селян, пессимизма как не бывало. Мне в глаза смотрели люди не угрюмые, не довольные жизнью, а светлые и даже жизнерадостные, несмотря на то, что порой им приходится туго и многое из того, что радовало раньше, действительно в запустении. Что смогли, они сохранили - прежде всего культуру, историю и самобытность.

Дом культуры заслуживает отдельного внимания. Не новый, с простеньким ремонтом, но теплый и уютный. В разгар дня идет подготовка к концерту художественной самодеятельности, работают кружки, здесь же репетирует самый большой в крае духовой оркестр, которому исполнилось 70 лет. Самое интересное наверху - на втором этаже расположены залы сельского музея. Вот это богатство, которому цены нет. Просто диву даешься, как в лавине перемен здесь все уцелело и сохраняется должным образом.

Вот портреты первых колхозников, которые начинали новую жизнь в Стране Советов в 30-х годах прошлого века. Они нарисованы карандашом (это потом передовиков сельского хозяйства снимали уже на фотопленку). При наградах, гордым взглядом смотрят они со стен. В музее собрано много свидетельств их трудовой славы: грамоты, вымпелы, книги почета. Сельчане постоянно пополняют музей экспонатами, рассказывающими о быте и жизни жителей Казгулака.

Наказ отца

Есть в ней и страница о земляке - герое Иване Барсукове. Многим казгулакцам и приходить в музей не надо, чтобы добрым словом вспомнить односельчанина. Ведь они выросли вместе с ним, а после, когда Иван Петрович уже был известным человеком, встречались с ним запросто. Он умел ценить дружбу, уважал людей и никогда не зазнавался.

- У нас был очень дружный класс, - рассказывает одноклас­сница Ивана Барсукова Нина Гальченко. - Мы до сих пор собираемся вместе и всегда вспоминаем Ваню.

Герои не появляются ниоткуда. Иван Барсуков в школьные годы был вожаком среди сверстников, его воспитывали честные и трудолюбивые люди. Отец, Петр Кириллович, воевал и очень хотел, чтобы и сын попал в армию. Потому тот после школы поступать никуда не стал, а сразу - служить. После возвращения обещал отцу продолжить его хлеборобское дело. Но судьба распорядилась иначе.

Ивана Барсукова призвали в пограничные войска, в Пришибский пограничный отряд на азербайджано-иранской границе. Пареньку из степного района все было в новинку и все интересно: горы, контрольно-следовая полоса, подъем по тревоге и выходы в наряды на самый крайний рубеж государства. Все так, как рассказывал его школьный учитель Алексей Калмыченко. Алексей Архипович тоже служил на границе, несколько раз участвовал в задержании нарушителей, и мальчишки слушали его с горящими глазами и мечтой о такой же службе.

Иван начал задумываться о военной профессии. Написал домой письмо, спросил совета. Отец одобрил его решение и дал наказ: если уж быть офицером, то примером своим подчиненным во всем - в дисциплине, выносливости, мастерстве. Иван накрепко запомнил эти слова. В учении, а потом и на службе он следовал им непременно. Главное, чему учился сам и чему учил подчиненных, - умение быстро, решительно, грамотно действовать в любой обстановке.

Звезда - за Афганистан

Эти черты командира ярко проявились в Афганистане, где Барсуков командовал десантно-штурмовой группой. Этим подразделениям доставались самые сложные задачи. Не раз приходилось вести многочасовые бои, отражая атаки моджахедов. Но всегда пограничный спецназ выходил из боя с минимальными потерями.

Барсуков требовал от солдат строгой дисциплины и подчинения, особенно во время проведения операций. Точный расчет, умение распределять силы определяли их победный исход. А подчиненные безраздельно доверяли своему командиру. Знали, он сделает все, чтобы сохранить жизнь своим бойцам. А однажды и они спасли ему жизнь. В одном из боев рядовой Кальков закрыл своим телом командира. Барсуков очень переживал по этому поводу и часто вспоминал солдата. Да и не только его. Он всегда считал, что Звезда Героя, полученная за Афганистан, принадлежит не только ему, но и всем тем, кто глотал с ним афганскую пыль.

Застава имени героя

После Афганистана Иван Барсуков окончил академию и был назначен начальником Брестского пограничного отряда. До самого распада Советского Союза его часть была лучшей. Герой держал планку высоко. Власти нового, белорусского государства предложили легендарному полковнику службу в своих войсках. Но Иван Петрович отказался, сказав, что присягу дают только один раз, и вышел в отставку. О границе не забывал. Работая на электромеханическом заводе, в коммерческой фирме, помогал отряду материально. В начале нового века его скосила болезнь, и в 2001 году Герой Советского Союза Иван Барсуков ушел из жизни. Похоронили его в Бресте на гарнизонном кладбище, там же поставили бюст. В тот же год указом президента Республики Беларусь пограничной заставе «Песчатка» было присвоено имя Героя Советского Союза Ивана Петровича Барсукова.

Народная любовь

В родном селе память о земляке тоже жива. Его именем названа улица, где раньше жила семья Барсуковых, учрежден футбольный турнир имени Героя. Иван Барсуков любил спорт. В школьные годы гонял мяч, в зрелые тоже физическую подготовку ставил не на последнее место. Кубок имени Героя Советского Союза разыгрывали еще при его жизни. Но в перестроечные времена все как-то само собой прекратилось.

В 2000 году фермер из Туркменского района Василий Андрющенко поставил вопрос ребром: кубок надо возрождать. В сельсовете ему говорят:

- Казна пуста. Что делать?

- Ничего, - ответил Василий Александрович, - назначайте дату!

Вложил свои средства, обратился к сельчанам, прежде всего к тем, кто служил в пограничных войсках. 29 октября 2000 года футбольный турнир на кубок имени Ивана Барсукова был возрожден и проводится теперь каждую весну в преддверии Дня пограничника. Четыре кубка «За волю к победе» вручались от имени регионального Северо-Кавказского пограничного управления.

Деньги тогда даже не все потратили. Оставшиеся передали сестре Ивана Барсукова для памятника на могиле отца. Потом всем миром собирали средства для установки бюста геройскому земляку - тоже по инициативе Василия Андрющенко. И вовсе не нужно было ходить с протянутой рукой. Люди отзывались сами и с душой: и ветераны, и его одноклассники, и просто сельчане.

Вот ведь какая штука народная любовь. Никакого участия власти, ни лозунгов, ни объявления акции пожертвования. Все от чистого сердца.

Вот, к примеру, тот же Василий Андрющенко. Он не был другом Ивана Барсукова. Их пути почти не пересекались. Андрющенко старше Героя на девять лет, пограничную службу закончил в 1959 году. Когда он вернулся в родное село, Барсуков еще, пожалуй, и не знал, что тоже будет пограничником.

В. Андрющенко всю жизнь прожил на Ставрополье. Был, как говорится, и столяром, и плотником, не один дом построил. И с конца 50-х на границе больше никогда не бывал. Но воинской чести, пограничной славе остался верным навсегда. И он, и бывший директор школы Нина Гальченко, в которой сейчас молодое поколение воспитывается на жизненном примере Ивана Барсукова, и все его земляки сохранили светлую память о герое-пограничнике.

Живи, родник

Нас, сегодняшних, иногда упрекают за то, что забываем героев. За суетой будничных дней, стремлением выполнять новые задачи не находим времени оглянуться... Но каждый, кому довелось узнать о подвигах героев былых времен, думаю, хоть изредка задумывается об истинных ценностях жизни и истоках нашего с вами чувства патриотизма. Может быть, не все казгулакцы знают, что в Интернете на форуме «Погранец» Ивану Барсукову посвящена целая тема. Приведу одну лишь запись: «С Иваном Петровичем я служил в Уч-Аральском пограничном отряде. У нас с ним сложились дружеские отношения. Оказалось, что и квартиры рядом: балкон в балкон. Вышли как-то покурить. Вдруг звонок из отряда: мне присвоили капитана. Иван говорит: «Может, и мне майора дали?». Уточняю - есть. Иван снял с себя и вручил мне капитанские погоны, которые я носил, пока не истрепались. В том же году я поступил в академию связи, а он - в Афган».

*****

Помнят Ивана Барсукова. Помнят сослуживцы и те, кто просто встречался с ним однажды. И здесь, в российской глубинке, имя его, дела его не забыты. И пока будет жива людская память о лучших сынах Родины, народ наш не переделать на чужеземный лад. Живи, родник, живи, родник русской души...

Лидия СЕРГЕЕВА
«Живи, родник, живи»
Газета «Ставропольская правда»
28 мая 2011 года