И водители, и пешеходы не забыли еще прошлогодний осенний аврал на дорогах краевого центра. Тогда всего за месяц на ремонт самых загруженных и востребованных автомобильных коммуникаций Ставрополя было потрачено более 380 миллионов рублей из федерального и городского бюджетов. В итоге, благодаря тому что краевой центр вошел в программу «Дороги Единой России», в городе появилось сразу 13 обновленных магистралей. 

Дорога

Дорога

Железнодорожное полотно

Железнодорожное полотно

© Фото: из архива газеты «СП»

Но вот закончились торжества по этому случаю и отгремели пламенные речи. А затем миновала зима, которая у нас в России неизменно является главным «тестом» по проверке качества дорожного строительства и прочности уложенного асфальта. И как же теперь выглядят 13 «новых дорог»? Мы решили проверить это. А министерство дорожного хозяйства края делегировало в качестве гида заместителя министра Н. Небесского. С ним мы и отправились по местам прошлогоднего ремонта.

Первое впечатление такое – «новые дороги» заметно отличаются от старых не только тем, что на них отдыхают автомобильные амортизаторы. Серьезно изменился и внешний облик этих коммуникаций. Почти на каждой появились парковочные карманы, где теперь можно оставить машины. Свежий асфальт успешно пережил зимние холода.

– А кроме этого все подрядные организации имели четкую установку – отыскать под старым асфальтом заброшенную в прежние годы ливневую канализацию и в обязательном порядке восстановить и очистить ее, – рассказывает Н. Небесский. – Результат сейчас налицо: ливневка работает, и на «новых дорогах» теперь не будет потопов после дождей.

Самый большой участок прошлогоднего ремонта – это, конечно, проспект Кулакова, который нынче преобразился благодаря свежему асфальту, новым бордюрам и заново отстроенным автобусным остановкам. Впрочем, общий вид этой трассы серьезно портит расположенный посередине газон. Явно не хватает клумб и кустарников, которые могли бы преобразить неприглядный пейзаж, который открывается всем проезжающим. Так что есть теперь фронт работы для «Горзеленстроя».

Улица Баумана долгие годы была одной из самых проблемных для городских автомобилистов. Вплоть до прошлого года здесь на протяжении целого километра от асфальта оставалось одно название. Да и ливневая канализация, которую местные жители частично заменили на асбестоцементные трубы разного диаметра, превращала дорогу в реку после каждого приличного дождя. Теперь улица преобразилась. На ней появилось более двух километров нового бордюра, бетонные лотки для сбора дождевой воды и переходы над ними. А на магистраль уложено два слоя асфальта. Так что по этой дороге теперь можно ездить совершенно спокойно.

На капитально отремонтированных магистралях были испробованы самые современные технологии. Одна из них под названием «холодный ресайклинг» позволяет использовать для строительства измельченный в крошку старый асфальт. А уложенный сверху щебеночно-мастичный асфальтобетон создает условия для того, чтобы дороги могли самовосстанавливаться – трещины и другие повреждения на таком покрытии исчезают теперь без помощи дорожных рабочих.

Таким образом, 13 транспортных артерий краевого центра общей площадью 319702 тысячи квадратных метров получили современное покрытие, выполненное с соблюдением всех норм и стандартов. А сам ремонт, финансирование которого началось лишь в середине сентября, был полностью завершен уже в следующем месяце. Представители подрядных организаций, которые участвовали в этой работе, теперь вспоминают о том времени как о сплошном аврале, когда трудиться приходилось и днем, и ночью, абсолютно без выходных. Но дело того стоило. Да и автомобилисты, которые костерили дорожников за прошлогодние пробки, нынче, конечно же, благодарны людям в оранжевой униформе.

Однако помнится еще, как много разговоров было о гарантиях качества новых дорог. Действительно ли целых пять лет не потребуется ремонтировать эти магистрали? Этот вопрос в очередной раз был адресован уже министру дорожного хозяйства И. Васильеву.

– Да, подтверждаю, гарантийный срок – 5 лет. Но уж если что-нибудь и случится на этих дорогах в течение этого периода, тогда по условиям контрактов с подрядчиками они должны будут ремонтировать магистрали за счет собственных средств. А бюджетных денег на период гарантийных обязательств больше не потребуется.

В разговоре с министром выяснилось, что в этом году перед дорожной отраслью стоят еще более амбициозные задачи, чем в «рекордном» 2010-м. Тогда на ремонт и строительство автомобильных магистралей в нашем крае впервые за всю его историю было затрачено 2,4 миллиарда рублей из бюджетов разных уровней. В нынешнем году на эти цели заложено 4,2 миллиарда. Что касается краевого центра, здесь по прошлогодней программе, инициированной «единороссами», будет капитально отремонтировано дорожное полотно на восьми центральных улицах. Самый большой объем работы запланирован на проспекте Карла Маркса, который преобразится на всем своем протяжении – от железнодорожного вокзала до улицы Советской. Суждено изменить свой облик также улицам Маяковского, Ленина, Достоевского, Морозова, Артема, Суворова, проспекту Октябрьской Революции. Кроме этого планируется потратить около 200 миллионов рублей на ремонт внутридомовых проездов и 266 дворов в краевом центре. Так что программа здесь у дорожников не менее объемная, чем в прошлом году. Однако есть одно важное отличие – деньги на осуществление этих планов уже поступили. Завершены или завершаются конкурсные процедуры. Поэтому «большой ремонт» стартует не в сентябре, а намного раньше – в начале лета, которое и является оптимальным временем для всех дорожных работ.

Однако основные планы дорожников теперь связаны отнюдь не с краевым центром. Главные объекты – это строительство объездных дорог города Новоалександровска и станицы Курской. Первый объезд нужен потому, что с каждым годом увеличивается поток транспорта в сторону Черного моря и Новоалександровск давно уже «задыхается» от выхлопных газов. Первая очередь дороги будет сдана в этом году. Дальше планируется со-оружение еще двух очередей новой объездной магистрали, которые запланировано завершить к 2013 году. Первая очередь объездной дороги вокруг станицы Курской уже сдана в эксплуатацию. В течение двух ближайших лет планируется построить вторую очередь, которая укоротит путь транспорта из восточных районов края в сторону Северной Осетии и тоже улучшит экологию районного центра.

Еще один серьезный объект – реконструкция автодороги Георгиевск – Новопавловск. Здесь планируется соорудить двух-уровневую развязку и два тоннеля. Будет на этой магистрали также барьерное ограждение между встречными полосами движения. Работы сейчас идут полным ходом, два пусковых комплекса этой магистрали планируется ввести в строй в нынешнем году. Кроме этого в планах министерства завершить установку линий электроосвещения на автодороге Батайск – Ставрополь от улицы Коломийцева до поворота на Михайловск. Здесь в этом году появится новая система освещения.

Ставропольский край первым из субъектов РФ сумел заключить трехлетний государственный контракт по ремонту и содержанию автодорог регионального значения. На эту программу уже выделены средства в размере более 1,2 миллиарда рублей в год. Есть также реальные планы покончить с бездорожьем в сельской местности. До сих пор в нашем регионе 59 сел и хуторов не имеют подъездных круглогодичных дорог с твердым покрытием. Следовательно, невозможно развивать в этих муниципальных образованиях ни сельхозпроизводство, ни перерабатывающую промышленность. Однако благодаря участию в федеральной программе по сооружению дорог в сельской местности уже в этом году список таких «бесперспективных» сел должен заметно сократиться. Несколько контрактов на строительство уже заключено с подрядчиками. Однако по условиям этой программы подготовка проектно-сметной документации должна быть оплачена за счет местных органов власти, у которых, как известно, есть дефицит бюджетных средств. Но, как показывает практика, выход все же можно найти при наличии доброй воли и решимости покончить с бездорожьем у муниципальных заказчиков.

Что же касается себестоимости строительства и ремонта дорог, она в нашем регионе ниже, чем в других субъектах РФ. В среднем один километр отремонтированной магистрали обходится до 10 миллионов рублей. Что же касается общего объема средств на эту отрасль, ожидается, что в 2012 году он серьезно увеличится. Связано это прежде всего с недавно принятым федеральным законом о формировании региональных дорожных фондов. Уже в июле должен вступить в силу аналогичный краевой закон. В качестве источников формирования территориального дорожного фонда Федеральным законом № 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года определены следующие: акцизы на ГСМ в объеме 100%; транспортный налог в объеме 100%; иные источники, определенные субъектом Российской Федерации.

В Ставропольском крае планируют направить дополнительно к основным источникам формирования территориального дорожного фонда доходы, получаемые от имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования регионального значения; арендные платежи с земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования регионального значения; доходы в виде оплаты за возмещение вреда, наносимого тяжеловесными транспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения; доходы в виде оплаты за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.

Деньги за это будут поступать прямиком в краевой бюджет. Использовать эти накопления можно будет только на одну цель – строительство, ремонт и реконструкцию наших магистралей.

Александр ЗАГАЙНОВ