08:07, 13 мая 2011 года

Театр-студия «Слово» представил спектакль памяти основателя Владимира Гурьева

Этот удивительно талантливый человек ушел из жизни в мае прошлого года. Оставшись без своего творческого вдохновителя, театр живет благодаря ученикам, продолжающим дело Мастера...

Случайных зрителей в зале не было: собрались давние поклонники В. Гурьева. Перед началом спектакля делились воспоминаниями: одни говорили о его прекрасных работах в краевом академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова, где он играл более тридцати лет, другие - о самоотверженном служении на посту художественного руководителя «Слова». Молодежный театр-студия, созданный им, вот уже много лет объединяет и притягивает сотни преданных любителей театра.

Спектакль «Хомутов, Иешуа, Пилат и другие» давно уже стал классикой в биографии «Слова», в репертуаре появилось много новых работ. И вот теперь, в память о Мастере, актеры сами восстановили постановку 1997 года по трагикомедии Александра Вампилова «Двадцать минут с Ангелом» и библейским сценам из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И уже новое поколение зрителей переживает второе рождение спектакля, наполненного глубоким смыслом, заставляющего задуматься: почему два столь вроде бы разных произведения сплетены в единую канву…

…Гостиничный номер, в котором два юноши после проведенного накануне веселого вечера и непредвиденных затрат с утра решают сложную задачу: где взять деньги. Одна идея за другой терпят крах. Сначала они пытаются взять взаймы у... уборщицы Анны Васильевны, потом атакуют соседей, однако все старания тщетны. Но вдруг появляется незнакомец, якобы бескорыстно предлагающий помощь бедолагам. Как позже выясняется, этот «доброхот» - фермер Геннадий Хомутов. Постепенно в обсуждение его заманчивого предложения включаются все жители гостиницы, чтобы решить: стоит ли верить в благие помыслы этого человека. А параллельно булгаковский герой - прокуратор Иудеи Понтий Пилат - решает судьбу Иешуа...

Как и в романе Булгакова, на сцене пересекаются две эпохи, и в каждой затрагиваются вопросы добра и зла, веры и обмана, сострадания и безразличия... Причудливый переход от комедийной лирики к социальной сатире, к сюжетам, одновременно простым и насыщенным острыми событиями, в лицах героев, столкновениях характеров отражает глубокую философию всего спектакля-притчи.

Актриса театра-студии «Слово» Юлия Пересыпкина - из тех, кто вместе с В. Гурьевым когда-то начинал творческий путь ныне популярной студии, призналась после спектакля:

- Перед выступлением я вспоминала слова нашего наставника, Владимир Владимирович часто говорил: «Главное: на сцене будьте живыми!». Думаю, что сегодня актеры справились с этой задачей… Ребятам из нового состава труппы не довелось общаться с Гурьевым, но мы, «ветераны», стараемся создать такую атмосферу, чтобы ощущалось его незримое присутствие. Помогаем молодежи углубиться в актерское мастерство, репетиции проходят регулярно, за количеством постановок не гонимся, уделяя внимание качеству.

Чтобы сохранить уникальный духовный мир театра «Слово», созданный и выпестованный Мастером, актеры много работают на репетициях, спеша сюда после рабочего дня и занятий в вузах, непременно собираясь в любую погоду. Их зовет любовь к театру... Которая, к счастью, рождается в сердцах все новых юных театралов. В спектакле «Хомутов, Иешуа, Пилат и другие» можно было увидеть несколько поколений актеров: тех, кто «стоял у истоков» и кто пришел в коллектив, когда студия уже обрела популярность, и «новобранцев» нынешних. За семнадцать лет существования театра-студии актерского мастерства «Слово» сыграно более 30 спектаклей по произведениям В. Шекспира, А. Пушкина, И. Крылова, А. Островского, Н. Лескова, А. Чехова, М. Булгакова, Ч. Айтматова. Концепцию заложил В. Гурьев: опора на высокую литературную отечественную и мировую классику. Не случайно несколько лет назад коллектив стал лауреатом премии Президента России и Всероссийского фестиваля молодежных театров «Русская драма».

О планах на будущее нынешний руководитель театра-студии «Слово» Евгений Пересыпкин говорит с осторожным, но все-таки оптимизмом:

- В этом году были восстановлены три спектакля – «Ожидание счастья» по рассказам А. Чехова, спектакль-притча «Белая смерть» по пьесе Т. Тутовой, поднимающий больную во всех смыслах проблему наркозависимости, и мелодраматическая история любви «Эти свободные бабочки» Л. Герша. К следующему театральному сезону собираемся подготовить две новые постановки.

«Будьте живыми!»
Газета «Ставропольская правда»
13 мая 2011 года