07:51, 7 мая 2011 года

Стала известна судьба солдата Ивана Еременко, пропавшего в 1942 году

Эта большая и кропотливая работа осложняется различными обстоятельствами, ведь за шестьдесят с лишним лет многое изменилось: ближайшие родственники погибших солдат ушли из жизни, большинство не раз сменили адреса. Сейчас, к примеру, разыскиваются родные Петра Афанасьевича Кийко: его посмертный медальон обнаружен в Аджимушкайских каменоломнях в Керчи, где во время войны шли ожесточенные бои, а останки бойца были перезахоронены на центральном кладбище этого города. Копию скана медальона из местного музея выслали в адрес «Ставропольской правды», и мы надеемся, что найдутся родные бойца. Известно также, что его отец - Афанас Андреевич - работал в колхозе «Путь Ленина» Александровского сельсовета.

Не удалось пока выйти и на «след» семьи Федора Никифоровича Маркова. В августе 1941 года он был представлен к ордену Ленина, и его именем сейчас хотят назвать улицу в одном из украинских сел, где земляк геройски погиб. Достоверно известно, что до войны Ф. Марков вместе с женой работал на кондитерской фабрике в Нальчике, а родом он из станицы Зольской Георгиевского района.

Буквально на днях к нам поступила другая важная информация: в государственном архиве Калининградской области открылась уникальная фотовыставка с символическим названием «Солдаты, для которых не было Победы». Она посвящена советским военнопленным, погибшим в лагерях Восточной Пруссии в 1943-1944 годах. Среди узников был и наш земляк Панасенко Иван Васильевич 1921 года рождения. В карточке военнопленного указано место жительства: Орджоникидзевский край, колхоз имени Либкнехта. Рядовой 83-го пехотного полка, он попал в плен 19 мая 1942 года. На фотовыставке представлена его фотография. Родственников просят откликнуться. В этих же списках числится Григорий Шарко 1910 года рождения из Кочубеевского района - на выставке представлена его фотография, скопированная из карточки военнопленного.

Поисковики-волонтеры обнаружили в архивах и учетную карточку бойца, который, попав к немцам, назвался Иваном Красным. В ней указано имя жены: Татьяна Шивекова, деревня Петровская, Изобильненский район…

А вот родные Ивана Гавриловича Еременко, призванного на фронт из села Правокумского Левокумского района, уже нашлись. Получить весточку об отце для Ивана Ивановича было настоящим чудом. И совершенно неожиданным подарком: на днях ветерану исполнилось восемьдесят пять лет. На его долю, как сам говорит, выпал небольшой «кусочек» войны - на фронт он ушел в конце 1944-го, совсем еще мальчишкой. В составе действующих частей освобождал Маньчжурию, Китай, награжден медалью «За Победу над Японией». Вспоминает, что закаленные войной фронтовики по-отечески заботливо относились к новобранцам: пытались уберечь от шальной пули и делились последним куском хлеба.

Его же отец, Иван Еременко, на фронте пропал без вести: извещение об этом даже спустя годы после войны вселяло родным надежду.

- Не похоронку же в конце концов получили, - приговаривала вслух мать.

А предположения были всякие: если попал в плен, то после освобождения, скорее всего, решил не возвращаться, чтобы избежать сталинских лагерей и уберечь семью от ненужных проблем. Жене и детям - а их у Еременко было пятеро – так хотелось верить в то, что он жив…

Теперь можно сказать, что отчасти их догадки подтвердились: солдат попал в плен под Севастополем в июне 1942 года, но в тяжелых условиях не продержался и года. Как указано в немецком документе, умер в декабре 1943-го. Проще было бы сказать: погиб от голода и непосильного труда.

Об Иване Еременко у сына остались самые теплые воспоминания: он с удовольствием пел в кругу семьи красивейшие украинские песни (родом ведь с Полтавщины), его сильный, уверенный голос разносился на всю округу. А еще славился трудолюбием. Даже на фронт крепкого сорокалетнего мужчину забрали прямо с поля в самую страду, когда в колхозе он убирал хлеб.

На карточке военнопленного, которую мы по просьбе поисковиков передали Ивану Ивановичу, есть фотография: в руках отца - табличка с лагерным номером. И этот последний в его жизни снимок, копию документа нам в редакцию прислали из Москвы. Внешне Иван Иванович очень похож на своего отца. И трудовая биография у него сложилась в том же хозяйстве, которое отец поднимал в годы коллективизации: более тридцати лет ветеран войны и труда проработал здесь животноводом. Еще в 60-е годы за успехи в развитии хозяйства ему было присвоено звание «Лучший чабан Ставрополья». За свои трудовые успехи и достижения он удостоен звания «Ударник коммунистического труда», награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, имеет несколько серебряных и золотых медалей ВДНХ...

Но самое главное - он до сих пор живет в доме, который когда-то построил отец. В этом теплом семейном гнездышке родились его дети, выросли внуки и по-прежнему кипит жизнь. Сюда, наконец, и пришло известие, которого родные ждали почти семьдесят лет.

«Отцовский теплый дом»
Газета «Ставропольская правда»
7 мая 2011 года