08:33, 30 апреля 2011 года

Общественная палата России провела мониторинг цен на продукты в Ставрополе

Ставропольские чиновники пытались выяснить у исследователей методику проведения мониторинга, но четкого ответа так и не получили: по-прежнему рождаются странные «дорогие» цифры. Как сообщили в управлении по госинформполитике правительства СК, эксперты рабочей группы по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам бывают в Ставрополе ежемесячно. Совместно с сотрудниками комитета по экономическому развитию и торговле администрации краевого центра, а также комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию они посещают продовольственные магазины. Механизм работы экспертов группы Общественной палаты РФ таков: предварительно с помощью Интернета составляется список сетевых магазинов социальной направленности с учетом популярности и объемов продаж, куда затем и отправляется вся бригада.

Ставропольские специалисты к этим утверждениям относятся скептически: объемы продаж торговые сети не афишируют, найти эту информацию в Интернете невозможно. Так что, скорее всего, принцип подбора точек для мониторинга был случайным, убеждены местные эксперты.

В последний раз «маршрут» для составления мониторинга разработали представители городского комитета по экономразвитию и торговле. В него попало шесть наиболее популярных в народе сетевых магазинов, находящихся в спальных районах. Бригада изучает ценники на 14 наименованиях продовольственной продукции. В каждой точке фиксируется самая низкая цена на все продукты из основного перечня. К примеру, молоко жирностью 3,2 процента. Есть упаковка 900-граммовая за 27,5 рубля, а есть килограммовая за 29,2 рубля. Определяется стоимость литра каждого вида продукции. Помимо молока в центре внимания столичных экспертов оказались батон нарезной, замороженная бескостная мясная продукция - говядина и свинина, картофель, курица охлажденная, масло подсолнечное рафинированное, масло сливочное (72,5%), замороженный минтай, сахарный песок, сыр твердый (45%), пятипроцентный творог, яйца, а также борщевой набор. Последний включает в себя капусту, лук, свеклу и морковь.

По мнению сотрудников комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, включение в социальный продовольственный набор ряда позиций (в частности, свинины и говядины без костей) не оправданно. Но с этим никто не спорит. Методика обработки данных важнее всего. После того как цифры с ценников переписаны, они пересчитываются с учетом веса - на один среднестатистический килограмм. Конечные показатели и попадают в сводный мониторинг. Сравниваем цифры с данными из мартовского мониторинга. Борщевой набор, картофель, масло подсолнечное, минтай, сахар, свинина и яйца подешевели. Батон, курица, масло сливочное, молоко, творог – подорожали.

Можно ли считать полученные цифры отражающими реальный уровень цен? Специалисты уверены, что нет.

- Среднеарифметическое значение не учитывает один очень важный нюанс - долю рынка, - говорит заместитель руководителя территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю Людмила Алябьева. - К примеру, в одном магазине хлеб продается по 16 рублей, в другом - по 15. Среднеарифметическая цена - 15,5. Но если первый продает десять кирпичиков, а второй - сто, то средняя стоимость будет ниже - 15,09 руб. Именно поэтому мы высчитываем средневзвешенные показатели. Они наиболее точно отражают уровень цен.

Между прочим, согласно данным той же статистики, по дешевизне ставропольские продукты уступают только ростовским, напомнили в управлении по госинформполитике правительства СК, в остальных городах, где проводится мониторинг, цены на продовольствие выше.

Татьяна ШОЛОВА
«Секреты «кухни» мониторинга»
Газета «Ставропольская правда»
5 мая 2011 года