13:05, 20 апреля 2011 года

Когда закроются дома малютки

Разговор касался темы «раннего вмешательства», до понимания которой общество и сама образовательная отрасль наконец-то доросли: любое детское неблагополучие (из которого часто формируются будущие взрослые драмы) легче предупредить или хотя бы смягчить, нежели потом пытаться исправить.

Директор Центра диагностики и консультирования Елена Корюкина привела пример, сколь известный всем, столь и очевидный. У молодой пары родился ребенок с серьезными проблемами здоровья. Врачи в роддоме, как правило, советуют: отдайте в дом малютки, родите себе другого, хорошего. Под дверью палаты стоят теща со свекровью и ссорятся: это ваши гены, у нас в роду такого не было!.. Между тем молодые родители еще не решили от ребенка отказаться, им нужны вначале сочувствие и поддержка, а затем понимание того, как они - пошагово - будут свое дитя растить, к кому обращаться за помощью. Известно, что дома младенца для отказных детей, увы, наше (бывшее советское) изобретение. Во всем мире ребятишки с ОВЗ (особенностями в здоровье) растут в семье, родной или приемной. Не потому что французы и англичане благороднее российских граждан, а потому что европейским родителям, как правило, сразу начинает помогать команда специалистов - медиков, психологов, дефектологов.

Такую команду, по словам Е. Корюкиной, попробовали создать в Михайловске, привлекая в помощь психологам и логопедам врачей-педиатров, психиатров из краевой психиатрической больницы. И даже адвокат с центром сотрудничает, оказывая семьям правовую помощь на благотворительной основе.

На конференции поднимались многие острые вопросы. Например, о работе территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, где порой диагнозы об умственной отсталости или других серьезных нарушениях ставятся детям на основе устаревших шаблонов. Или о сокращении в отрасли специалистов-психологов, когда они востребованы как никогда раньше.

В русле разговора прозвучала презентация английской педагогической программы «Друзья Зиппи», которую представила директор британской общественной организации «Партнерство в интересах детей» Каролин Эгар. Программа адресована «обычным» детям от 5 до 8 лет, направлена на поддержание их эмоционального здоровья и преподается в детских садах и начальных классах 20 стран Европы и Азии. Включая не склонный до сих пор к психологическим «изыскам» Китай, где государственный курс на однодетную семью ведет к кризису традиционных ценностей в семейном воспитании...

Чтобы объяснить суть программы, хочу спросить читателей: все ли согласны, что детство есть самая безоблачная и счастливая пора жизни? Наверное, многие могут вспомнить, как ревновали, например, сестру или брата к родителям, думая, что тем достается больше внимания и любви. Или как не принимали в свой круг одноклассники в новой школе, куда пришлось перевестись из-за переезда. Как умерла бабушка и было трудно справиться с потерей и с самим открывшимся знанием, что люди умирают. В очень многих ситуациях ребенок не знает, как ему пережить сложные чувства, как относиться к тем из них, которые считаются «плохими». Плохо завидовать, но ведь все равно завидно, что подружку привозят в школу на красивой машине, а тебя - нет!..

Если родители, учитель в такие минуты не видят детских переживаний, не объясняют, как с ними справляться, у ребенка могут появиться низкая самооценка, неуверенность в себе, склонность к приступам агрессии и другие нарушения, которые в более зрелом возрасте корректировать сложно даже специалисту.

Но сегодня родители - и, увы, не только в России - слишком заняты, чтобы быть столь чуткими к детям. Педагоги же знаний по детской психологии почти не имеют.

Программа «Друзья Зиппи» - это полугодовой курс, состоящий из 24 занятий, во время которых малыши учатся распознавать свои чувства и говорить о них, узнают о поведенческих стратегиях: как попросить у других помощи; как вести себя во время конфликта; как бороться с издевками сверстников (насущная нынче «детская» тема); как, наконец, переживать потерю старших родственников. Ведут этот курс учителя и воспитатели детских садов, получившие специальную подготовку. Такое вот «раннее вмешательство»...

Было интересно наблюдать, как откликнулись на презентацию участники конференции. Кто-то из директоров школ по-деловому прикидывал, куда этот курс можно бы определить: в расписание уроков или во внеурочную «сетку», благо по новым стандартам начальной школе внеклассных часов добавили. Кто-то усомнился: как это - говорить с детьми о смерти? Был один возмущенный голос: зачем нам чужое, давайте придумаем свое! В конце концов согласились с тем, что соотносить зарубежную концепцию со своими условиями нужно, но совсем отказываться от хорошего опыта других неконструктивно.

Каролин Эгар побывала на приеме у министра образования СК Аллы Золотухиной, которую британская программа заинтересовала.  

«Когда закроются дома малютки»
Газета «Ставропольская правда»
22 апреля 2011 года