Год назад был принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговли». Главная его идея – создание конкурентной среды на всех стадиях прохождения продукции – от поля до потребителя, а в конечном итоге – снижение цен на важнейшие продукты питания.

О том, насколько успешно реализуется этот закон в регионах, шла речь на селекторном совещании под председательством первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова. В его работе принял участие председатель комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Андрей Хлопянов, которому мы задали несколько вопросов.

Андрей Хлопянов – председатель комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

– Андрей Георгиевич, на совещании отмечалось, что одно из «узких» мест реализации федерального закона так называемый региональный аспект, формирование необходимого нормативного пакета документов. Насколько активно Ставрополье сработало в этом плане?

– Хочу отметить, мы разработали и утвердили все необходимые документы в пределах предоставленных краю полномочий. Это порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления края, порядок организации ярмарок и продажи товаров на них, а также программа развития потребительского рынка и услуг края до 2015 года. Создана рабочая группа краевой межведомственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Ставрополья. Она занимается не только координацией работы по реализации федерального закона об основах госрегулирования торговли, но и изучением вопросов ценообразования на основные социально значимые продукты.

По нашему мнению, пока не работает часть пятая восьмой статьи этого закона. Напомню, она гласит, что в случае если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта или территориях субъектов рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, Правительство РФ в целях стабилизации имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на срок не более чем 90 календарных дней. При последнем значительном повышении цены на гречневую крупу – все помнят пресловутую ситуацию – эта позиция, к сожалению, осталась открытой, до конца не отработанной.

Мы считаем, что полномочия в решении вопроса по установлению предельных оптовых и (или) предельных розничных надбавок к отпускным ценам поставщиков (производителей) на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости должны быть предоставлены органам государственной власти субъектов РФ. Эта норма должна действовать, если с начала календарного года на территории региона подорожание товара превысит двукратную величину инфляции, которая официально запланирована Правительством РФ на нынешний год. Именно с таким предложением ПСК обратилось в Российское правительство. Ждем решения по этому поводу.

– Как в крае отслеживается процесс роста цен на основные социально значимые продукты питания и принимаются ли меры по их стабилизации?

– Вопрос обоснованности ценообразования у нас на постоянном контроле. Разработан специальный план мероприятий, проводится постоянный мониторинг стоимости продовольственных товаров в торговой сети. В 2010 году индекс цен на них составил 108,5 процента. Благодаря принятым мерам эта цифра пошла на убыль. Статистика по январю 2011 года 103,7 процента. В феврале рост составил всего 0,6 процента.

– Какие продукты подорожали заметнее всего?

– Крупы, овощи и молочные продукты. Что касается круп и муки, то здесь оказывает большое влияние ажиотаж. Люди начинают скупать про запас продукты длительного хранения. Не последнюю роль играют слухи, мол, то соль не поставят, то крупа ячневая исчезнет. И покупатели попросту начинают перестраховываться. Причиной подорожания овощей стал неурожай. Этот пробел восполняют не только соседние регионы, но и зарубежные страны – Израиль, Нидерланды, откуда на Ставрополье завозится овощеводческая продукция. Они и влияют на уровень цен.

– Ценовые рекорды в этом сезоне, бесспорно, побил картофель.

– Да, и на то есть объективные причины. Наши основные поставщики – Курская, Воронежская, Белгородская и другие области России, пострадав от природных катаклизмов, не смогли удовлетворить наш спрос. А краевые производители картофеля, увы, вывозят его за пределы региона.

Покупатели не могли не заметить и рост цен на молоко и молпродукцию, который произошел в основном в связи с повышением закупочных цен. Однако в розницу пастеризованное молоко с 2,5 – 3,2 процента жирности в крае по-прежнему реализуется по одной из самых низких расценок среди соседних субъектов.

Мощности позволяют производить сегодня необходимые объемы продукции как для внутреннего рынка, так и для сбыта в другие регионы. Техническое перевооружение, реконструкция производства, ввод современных технологий дали свои результаты. Улучшилось качество, расширился ассортимент. Однако с этого года из-за перехода на нерегулируемые тарифы на электроэнергию, которая подскочила почти вдвое, и подорожания газа и водоснабжения финансовое состояние предприятий ухудшилось. Итог печальный: производимая в крае пищевая продукция становится неконкурентоспособной по цене. При сохранении действующей стоимости на социально значимые продукты питания рентабельность на многих предприятиях составляет не более двух процентов. Отдельные производства становятся убыточными.

На селекторном совещании Виктор Зубков также отметил, что для успешной реализации закона о торговой деятельности необходимо использовать весь потенциал общественных организаций, выделив в качестве примера эффективной работы проект «Народный контроль». На Ставрополье для координации деятельности по выполнению закона и изучению ценообразования создана рабочая группа. В ее состав вошли представители органов исполнительной власти края, управления федеральной антимонопольной службы России по СК, Ставропольстата, торгово-промышленной палаты, общественных организаций и ассоциаций, а также представители отраслевых учебных заведений.

– Можно ли повлиять на снижение цен на продукты питания, есть ли конкретно какие-то проекты в этой сфере?

– Их немало. Проводятся сельхозярмарки выходного дня, осуществляется выездная торговля на внутридомовых площадках в рамках акции «Овощи к подъезду», на которых производитель встречается с покупателем напрямую. В результате товар стоит дешевле.

Особое внимание уделяется льготной категории граждан и социально не защищенным слоям населения. Во многих городах и районах приняты муниципальные программы «Социальная карта». Работают социальные отделы по продаже продовольственных товаров первой необходимости. Сегодня принимаются меры к увеличению числа таких отделов в крупных торговых организациях. Цены на продукцию в них ниже в среднем на 8 – 10 процентов.

С 20 крупными торговыми сетевыми компаниями, имеющими более 200 магазинов по краю, заключены соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве. Одним из условий стало увеличение объемов реализации товаров местных производителей и применение не более десяти процентов торговой надбавки на основную социально значимую продовольственную продукцию. В рамках «Концепции продовольственной безопасности» проводится акция «Покупай ставропольское!». Она направлена на увеличение доли местных производителей на внутреннем рынке, широкое информирование населения о производимых в крае товарах, а также на привлечение внимания к продукции местных предприятий.

– Насколько активно на Ставрополье развита конкуренция в сфере торговли, в частности, продуктами питания, о необходимости которой шла речь на селекторном совещании?

– Потребительский рынок края активно развивается: строятся крупные магазины, развлекательные центры, кафе. Количество торговых организаций составляет уже больше 17 тысяч, 84 процента которых прибыльные. В сегменте розничной торговли в последние годы участвуют крупные зарубежные сети. В эксплуатацию введено более 100 тысяч кв. метров торговых площадей – в Пятигорске, Ставрополе, Михайловске, Минеральных Водах. Региональная торговая сеть края представлена 33 сетевыми компаниями и 45 федеральными. Наряду с формированием современных торговых центров идет развитие и фирменной сети, сейчас в крае действует около 1500 таких объектов. Работают 95 розничных рынков, которые загружены на 77 процентов. Построено три новых сельхозрынка, и количество торговых мест увеличилось в 2,6 раза.

Вообще отрасль развивается высокими темпами. В прошлом году оборот розничной торговли составил более 274 млрд рублей, или 112,6% к уровню 2009 года. По рознице край занимает 17-е место в стране, а по темпам роста товарооборота – третье. Он идет за счет продовольственных товаров, которых в прошлом году приобретено почти на 13 процентов больше. От организаций оптовой и розничной торговли в бюджеты всех уровней поступило 12 процентов налоговых платежей.

Мы считаем целесообразным принять нормативные правовые акты, которые регламентировали бы государственное регулирование оптовой и дистанционной торговли, продажи через автоматы и интернет-магазины.

– Сегодня большая ставка делается на поддержку малого и среднего бизнеса. Насколько она ощутима в сфере торговли?

– Наиболее привлекательной для предприятий малого и среднего бизнеса является сфера оптовой и розничной торговли. В ней занято около 50 процентов субъектов предпринимательства. Правительством края предусмотрен целый ряд механизмов господдержки: обеспечение доступа к кредитным ресурсам, содействие экспортерам в поиске новых международных партнеров, субсидирование части затрат при реализации инвестиционных проектов с привлечением кредитов банков. Кроме того, в этом году планируются новые меры господдержки. Предприятия оптовой и розничной торговли края могут рассчитывать на субсидирование затрат при подключении к энергоносителям и на содействие в сфере лизинговых отношений.

Татьяна СЛИПЧЕНКО