08:59, 12 марта 2011 года

Сергей Ушаков о работе правительства по стабилизации межнациональных отношений на Ставрополье

- Сергей Дмитриевич, в прошлом году Ставрополье пережило две страшные трагедии - теракты в Ставрополе и Пятигорске. Безусловно, эти крайние проявления экстремизма связаны со стремлением разыграть национальную карту.

- В 2010 году мы столкнулись с новыми вызовами и угрозами, которые могли серьезным образом повлиять на межэтническую ситуацию на Ставрополье. В первую очередь следует вспомнить о названных вами терактах. Прежде всего о произошедшем 26 мая в Ставрополе у Дворца культуры и спорта. Его организаторы, по-видимому, рассчитывали на то, что взрыв, приуроченный к выступлению государственного чеченского ансамбля «Вайнах», серьезным образом обострит межнациональную обстановку в городе. Однако согласованная совместная работа по ликвидации последствий трагедии не позволила допустить эскалации в сфере межэтнических отношений. Какие же выводы были сделаны? В системе антитеррористических мер обязательно должны присутствовать минимизирующие распространение различного рода фобий – русофобии, чеченофобии, кавказофобии, исламофобии и других.

Другой угрозой, которая могла негативно повлиять на межэтническую ситуацию в крае, стала развернувшаяся в сети Интернет информационная кампания. Ее организаторы под самыми различными предлогами активно стремились посеять недоверие к государственной власти и в конечном итоге расшатать общественно-политическую, межнациональную и межконфессиональную ситуацию на Ставрополье. Призывы «За присоединение к Белоруссии», «За создание Ставропольской Русской Республики», «За отделение Ставропольского края от СКФО и присоединение его к Южному федеральному округу» подогревались невероятно большим количеством слухов. Организованная в ответ информационно-разъяснительная работа позволила в определенной мере снизить уровень социальной обеспокоенности в обществе и донести до людей правдивую и объективную информацию о мерах, предпринимаемых органами власти по улучшению социально-экономического положения населения, по сохранению исторически сложившихся социально-культурных характеристик Ставрополья как края преимущественно с русским населением, в котором русская ментальность, культура и язык определяют его основные интегративные характеристики.

- 2010 год также характеризовался различными молодежными стычками, которые без оперативного вмешательства органов ГУВД, органов исполнительной власти и местного самоуправления, лидеров этнических объединений могли бы перерасти в конфликтные ситуации с этническим компонентом.

- В основе своей эти столкновения были далеки от межнациональных проблем. В них действительно присутствовал элемент этнической мобилизации. Однако исходными все же были причины бытовые или даже криминальные. В известном смысле минувший год прошел под знаком нового осмысления такого традиционного для кавказских народов культурного феномена, как лезгинка. Появление молодых людей, вызывающе танцующих этот любимый многими россиянами танец в общественных местах, на автомобильных дорогах, в ночное время, не могло не вызвать негативную реакцию у местного населения. Лезгинка, по сути, была превращена чьей-то опытной рукой в элемент социальной маркировки территории. При этом следует отметить, что так называемые «танцоры», как правило, являлись студентами, прибывшими на Ставрополье исключительно с другой миссией – получить современное образование. Правительством края было сделано немало, для того чтобы лезгинка была возвращена в культурную нишу.

- Небезопасно для межэтнического мира и проникновение на территорию Ставрополья радикального ислама, который является благоприятной почвой для развития экстремизма.

- Для того чтобы мусульманская умма (сообщество верующих, исламский мир. - Л. К.) могла эффективно противо­действовать радикальному исламу, было поддержано стремление религиозных организаций к объединению и отделению от Духовного управления мусульман Карачаево-Чер­ке­сии и Ставрополья. В результате в апреле прошлого года было создано ДУМ Ставропольского края, и с удовлетворением можно отметить сегодня, что государственно-кон­фес­си­о­нальные отношения с представителями исламской уммы развиваются позитивно.

- Многие меры, о которых вы говорите, уже вписаны в проект основных направлений реализации государственной национальной политики в СК на 2011-2015 годы. Можно ли в связи с этим говорить о комплексном подходе к решению проблемы?

- Безусловно, над проектом трудились ведущие эксперты в области этнополитики. Предприняты, по сути, беспрецедентные меры по переосмыслению этносоциальной ситуации в крае и ее прогнозированию. На основе этого документа будут внесены изменения в стратегию социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года в части развития межнациональных отношений и разработана краевая целевая программа гармонизации межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012-2015 годы.

Принятие этой программы позволит начиная с 2012 года направить бюджетные средства на адресную поддержку национально-культурных автономий, религиозных организаций в реализации ими социально значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, противодействие национальному и религиозному экстремизму. Мы стремимся к тому, чтобы, не теряя полиэтничной привлекательности и культурного многообразия, Ставрополье оставалось краем, в котором русская ментальность, культура и язык по-прежнему определяли бы его основные социальные характеристики. В 2011 году главная задача видится в консолидации всех звеньев государственного управления и гражданского общества по предотвращению политизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

- Сергей Дмитриевич, насколько серьезно влияние миграционных процессов на межэтническую ситуацию в крае?

- Миграционные потоки, которые мы ощутили на себе в самой разнообразной палитре социальных и культурных явлений как позитивных, так и негативных, показали, что у нас недостаточно внимания уделяется взаимной адаптации переселенцев и населения принимающих территорий. Для более эффективного решения этих задач усилена кадровая составляющая в муниципальных образованиях края. С января 2011 года в городских округах и муниципальных районах назначены сотрудники, ответственные за работу в сфере межнациональных отношений. Для того чтобы работа ими велась профессионально и результативно.

Главной мерой поддержания в крае этносоциального баланса, удовлетворения этнокультурных потребностей многонационального населения является постоянно ведущийся диалог между органами исполнительной власти и гражданским обществом. Мы исходим из того, что расширение пространства диалога сужает конфликтное пространство. Особое значение в этом году будет придаваться вовлечению в это «диалоговое» пространство молодежи. Путь к существенному уменьшению ее протестной активности, особенно в радикальных, экстремистских формах, лежит через укрепление социального оптимизма, формирование общероссийской гражданской идентичности.

Необходимо более активно использовать предоставленные нам Се­­веро-Кавказским фе­деральным округом мо­ло­дежные площадки - Все­кавказский мо­лодежный образовательный лагерь, Всекавказские молодежные игры, создаваемый Все­кавказский молодежный аль­янс, а также краевые мо­ло­дежные организации. Такая работа не может проходить без тесного взаимодействия с советом ректоров вузов и ссузов края, общественными советами при ГУВД, Следственным комитетом, УФМС.

Словом, задач много. Они разноплановые. От эффективного решения каждой из них зависят спокойствие и благополучие жителей нашего края.

- Не меньше людей интересует, насколько реальна и эффективна борьба с коррупцией. Именно этот вопрос обсуждался на последнем заседании общественно-политического совета при губернаторе края. Какие меры принимаются в этой сфере?

- Судами края за совершение коррупционных преступлений осуждены к различным видам наказания 184 человека. При этом если в 2009 году к реальному лишению свободы было приговорено немногим более 10 процентов подсудимых, то в 2010 году уже более 20 процентов.

В качестве примера можно привести недавние наиболее резонансные факты коррупционных правонарушений в органах власти. Так, в ходе отработки оперативной информации сотрудниками Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу был задержан с поличным при получении взятки в размере 1,8 млн руб. от местного предпринимателя мэр города Георгиевска В. Губанов, ведется следствие.

По результатам проверки Счетной палатой края реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» вскрыто неэффективное использование финансовых средств, которые при рациональном применении могли бы помочь улучшить условия жизни для 237 действительно нуждающихся семей. Этому способствовали недочеты в работе местных администраций (среди «лидеров» - Георгиевский, Грачевский, Курский и Предгорный районы) и краевого министерства сельского хозяйства.

Приняты административные меры в отношении одного из заместителей министра, начальника отдела минсельхоза. Материалы проверки по распоряжению губернатора В. Гаевского направлены в правоохранительные органы для установления и наказания конкретных виновников.

Понятно также, что законодательство в сфере противодействия коррупции требует постоянного совершенствования. Необходимо, на мой взгляд, на федеральном уровне регламентировать порядок предоставления данных для проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе государственных (муниципальных) служащих, урегулировать вопрос организации контроля за расходами государственных (муниципальных) служащих, рассмотреть целесообразность исключения преступлений коррупционной направленности из юрисдикции суда с участием коллегии присяжных заседателей.

Отрезвляюще на любителей «взять» и «дать» и их посредников должен подействовать внесенный Президентом РФ в Государственную Думу законопроект, предусматривающий значительную кратность штрафов за подобные преступные деяния. Он уже одобрен в первом чтении.

С учетом совершенствования федерального законодательства, принятия национальной стратегии противодействия коррупции и национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы в минувшем году внесены изменения в Закон «О противодействии коррупции в Ставропольском крае». В апреле прошлого года принята краевая одноименная целевая программа, которая обеспечивает согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, противодействующих коррупции в органах исполнительной власти края.

Серьезным шагом к масштабной дебюрократизации на уровне края является работа по переводу государственных услуг в электронный вид, в режим «одного окна» посредством создания многофункциональных центров. Чтобы граждане наконец-то перестали стоять в очередях, свести к минимуму посредническую, часто коррупционную, составляющую.

В органах власти края внедрены антикоррупционные механизмы, в том числе и представление сведений о доходах и имуществе руководителей различного уровня, которые размещены на официальном информационном интернет-портале. В течение ближайшей пары месяцев в соответствии с поручением Президента России Д. Медведева вся представленная государственными служащими в декларациях о доходах информация будет самым тщательным образом проверена. Практически завершен процесс формирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) гражданских служащих в крае и урегулированию конфликта интересов.

Как превентивная мера действует экспертиза нормативных правовых актов государственных органов и их проектов: предотвращено принятие около 200 правовых актов, содержащих коррупционные факторы.

Налажены тесное взаимодействие органов исполнительной власти со средствами массовой информации, «обратная» связь с жителями края.

«Сужать конфликтное пространство»
Газета «Ставропольская правда»
12 марта 2011 года