08:18, 22 февраля 2011 года

Ставропольчанин скульптор Николай Санжаров отмечает 75-летие

Горожане давно уже считают привычным, само собой разумеющимся присутствие в наиболее важных «энергетических» точках краевого центра памятников и барельефов, созданных Санжаровым. Но ведь еще каких-нибудь четыре десятка лет назад не было ни полюбившегося многим бронзового Лермонтова, ни пронзительно-страстного Воина-интернационалиста, ни вдохновенно-прекрасного генерала Ермолова, ни оригинального монумента юным защитникам Отечества, ни памятника губернатору-созидателю Никифораки, ни бронзовых портретных барельефов Аллеи почетных граждан Ставрополя… Такие разные, все они созданы руками одного автора. В каждую вложена часть души талантливого творца, привыкшего отдаваться каждой новой работе всецело и самозабвенно.

За плечами Николая Федоровича – большой, наполненный событиями и, конечно, неустанными трудами жизненный путь. Главный толчок к творчеству был дан в раннем детстве. Вот как описывает это сам скульптор в автобиографическом очерке: «Когда мне было шесть лет, я впервые увидел рисунок цветными карандашами. Это была рыбка, нарисованная девочкой. Для меня это стало озарением, какой-то вспышкой, в дальнейшем определило мою творческую судьбу. Я попросил родителей купить мне цветные карандаши и нарисовал свою, но уже золотую рыбку. В моей детской душе зародилась фантазия и какая-то сказочная красота…». Согласитесь, только очень цельным и одаренным личностям удается вот так, с малых лет, раз и навсегда почуять свою главную дорогу. И уверенно пойти по ней сквозь годы.

Искусство позвало его за собой настойчиво и властно. Сразу после десятого класса школы – отделение живописи в Краснодарском художественном училище. Потом, отслужив «как надо» в десантных войсках (где уже обрел известность публикациями армейских зарисовок в газете «Красная звезда» и двумя своими первыми скульптурными опытами – фигурами офицера и солдата), продолжил образование в училище им. Грекова в Ростове-на-Дону, все четче осознавая: больше других направлений его привлекает именно скульптура. С этим осознанием молодой Николай Санжаров поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в стенах которого не только укрепился в выборе, получил отличную подготовку, но и успел заявить о себе как о многообещающем, оригинально мыслящем ваятеле. На творческом конкурсе студентов его работа «Вдова» получила первую премию.

- Эту сцену деревенской жизни я случайно подсмотрел однажды в Изобильненском районе, – вспоминает Николай Федорович. – Ранним утром в степи увидел приникшую к корове плачущую женщину. И был глубоко потрясен. Нам, пережившим войну и послевоенные тяготы, без слов понятно, что такое была корова-кормилица для матерей, оставшихся с голодными ребятишками на руках, пока мужья погибали на фронте… На корову буквально молились, на ней пахали и сеяли, благодаря ей выживали.

Небольшую скульптуру «Вдова» Николай Санжаров по сей день считает лучшей в своем творческом багаже. А один знакомый кинорежиссер, увидев эту пронзительно-горестную фигуру женщины, сказал скульптору: «Коля, по этой работе можно сделать целый фильм!..».

В 1968 году выпускник «Репинки» прибыл по распределению в Ставрополь и с той поры верен своему единственному и любимому городу, для которого за прошедшие десятилетия успел сделать так много. Сегодня большинство творений Н. Санжарова стали своего рода приметами. Влюбленные назначают свидания в Театральном сквере «у Лермонтова». Новобрачные несут цветы и счастливо позируют фотографам «у Ермолова» на одноименном бульваре проспекта К. Маркса. Ветераны и молодежь в памятные даты обязательно приходят к мемориальному комплексу «Холодный родник». А встречающие гостей на железнодорожном вокзале нередко поджидают их «у Никифораки»… Как же замечательно, что есть в городе эти по-настоящему красивые и одновременно наполненные важным историческим смыслом места.

Сегодня помыслы скульптора заняты дальнейшей судьбой одного из главных его детищ – памятника героям-доваторцам, который некоторое время назад по известным причинам был демонтирован, а теперь власти города и края обещают вернуть его в полноценном виде. Николай Федорович активно участвует в деле восстановления стелы, как привыкли называть памятник ставропольцы. Сделана привязка монумента к новому местонахождению – на выезде из Ставрополя, в самом начале улицы, носящей имя доваторцев, подготовлены новые эскиз и макет сооружения, идет работа над конструктивными чертежами. Скульптор надеется, что памятник, как и задумано, не позднее 2012 года вернется в город. Для него это принципиально важно еще и потому, что стела – первая крупная его работа в Ставрополе, которой отдано немало сил. Детально изучив историю воинов-героев, Санжаров отобразил в трех клинках стелы три славных кавалерийских полка. Монумент он задумывал как торжественный апофеоз Великой Победы, и наша общая сегодня забота – воссоздать и сохранить эту священную Память. Не у одного лишь скульптора должна болеть об этом душа!

Другая заветная мечта Николая Федоровича – подарить землякам долго вынашиваемый в замыслах и шлифуемый в эскизах памятник хоперским казакам, активно участвовавшим в создании знаменитой Азово-Моздокской оборонительной линии, закладывавшим, в частности, Ставропольскую и Невинномысскую крепости, да и многие станицы в округе. Главной фигурой этого монумента скульптор хотел был сделать легендарного командира Хоперского полка Конона Устинова. Напрямую примыкает к этой задумке Санжарова еще одна – памятник «светлейшему князю» Григорию Потемкину, чьей идеей и трудами, собственно, и возникла та самая Азово-Моздокская линия, да и само наименование Ставрополя, – именно в духе этого хоть и противоречивого, но, несомненно, выдающегося государственного деятеля России. А для Николая Санжарова всю жизнь были и остаются неразделимы эти понятия – Родина и История, ставшие, пожалуй, лейтмотивом всего его творчества. Не случайно в 2008 году рядом с еще одним творением Санжарова – памятником Воинам-интернационалистам – появились Аллея Вечной Славы с бронзовыми барельефами шестнадцати Героев России и тридцатиметровая стела с фамилиями ставропольцев, погибших во второй чеченской войне.

- Боль и гордость я испытывал, работая над образами героев, – говорит Николай Федорович. – Боль – от того, что они погибли такими молодыми, и гордость – от того, что есть еще в России истинные патриоты и верные защитники Отчизны.

Сегодняшний юбиляр отнюдь не выглядит этаким «пенсионером на заслуженном отдыхе». Нет! Николай Санжаров дня не мыслит без любимой работы, он по-прежнему полон молодого азарта и не покидающего его вдохновения. Потому что у него есть его счастливая «золотая рыбка» из детства…

«Золотая рыбка счастья»
Газета «Ставропольская правда»
22 февраля 2011 года