07:57, 18 февраля 2011 года

Потребительский рынок Ставропольского края активно разрастается

- Андрей Георгиевич, чем порадовали ставропольские производители региональный продовольственный рынок?

- Прошлый год был отмечен устойчивым ростом производства важнейших продовольственных товаров. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности является одним из направлений реализации программы социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 – 2015 годы. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, по крупным и средним организациям составил 114,2 процента. Другой важнейший показатель, правда, социального плана, – среднемесячная заработная плата. По отрасли она выросла на 15,4 процента, достигнув 11626 рублей.

Выпуск цельномолочной продукции, колбасных изделий, безалкогольных напитков увеличился на четыре – девять процентов, макаронных изделий – на 16, кисломолочных продуктов – на 11, минеральной воды – на 21 процент. Еще больше, от 26 до 40 процентов, возросли объемы майонеза, мяса и субпродуктов из птицы, а также мясных полуфабрикатов. В минувшем году достигнуты рекордные показатели производства сахара – 163 тыс. тонн – на ООО «Ставропольсахар» Изобильненского района.

С учетом покупательского спроса ассортимент пищевой продукции постоянно расширяется и достиг более 1500 наименований, из них 600 – хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий, 150 – колбасных, 250 – молочных, 200 – плодоовощных и мясных, 120 – пивобезалкогольных напитков. Заводы по розливу выпускают более 32 видов столовой, лечебно-столовой и лечебной воды. Расширяется ассортимент пищевых продуктов лечебного и профилактического назначения, который сегодня достиг уже более 50 наименований.

– Насколько активно в прошлом году шел процесс привлечения инвестиций в предприятия отрасли?

- Могу с уверенностью сказать, что успешно реализован ряд крупных инвестиционных проектов: в ООО «Гвардия» Красногвардейского района освоено 1 млрд 200 млн рублей, в ИП Пащенко «Корона Ставрополья» Петровского района – 120 млн рублей, компания «Авенир» инвестировала 150 млн рублей на строительство складских помещений площадью 15 тысяч квадратных метров. В ООО «Стрижамент» г. Ставрополя и ОАО «Мясоптицекомбинат «Благодарненский» идут активные работы по вводу новых производственных мощностей.

– Увеличить объемы производства невозможно без маркетинговой политики, которая сегодня, как показывает жизнь, и правит торговым балом. Что делается комитетом по продвижению продукции ставропольских производителей на региональном и других рынках?

- Проведена работа сразу в нескольких направлениях. Для изучения рынков сбыта и налаживания торговых связей организации пищевой промышленности края в прошлом году посетили Азербайджан, Свердловскую область. 150 предприятий, производящих пищевые продукты, приняли участие в выставке «Пищевая индустрия Ставрополья-2010». На Российской агропромышленной выставке «Золотая Осень-2010» более 60 предприятий нашего региона представили образцы своей продукции для презентации на стенде Ставропольского края. Для популяризации региональной продукции и обеспечения населения продуктами питания по доступным ценам запущен масштабный проект «Покупай ставропольское!», проводятся продовольственные ярмарки выходного дня, выездная торговля на внутридомовых площадках «Овощи к подъезду». Всего в минувшем году организовано около 70 ярмарок.

Большинство сограждан отдают предпочтение натуральным отечественным продуктам. Ставропольские товары – хорошего качества, конкурентоспособны не только на местном рынке, но и на российском.

На сайте комитета открыта страница «Покупай ставропольское!», где постоянно обновляется информация о краевых предприятиях и их продукции, размещаются материалы по вопросам качества, конкурентоспособности товаров, а также анонсируются проводимые в рамках проекта мероприятия. В организациях торговли товары на ценниках отмечены особым знаком «Продукция производителей Ставропольского края». Покупая ее, население поддерживает не только местную промышленность, но и экономику края в целом. Реализация проекта призвана способствовать увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, а также росту числа рабочих мест, своевременной выплате зарплат, пособий и пенсий, выполнению социальных проектов.

Начиная с 22 января каждую субботу одновременно на нескольких торговых площадках краевого центра проводятся мини-ярмарки, в ходе которых товары реализуются по ценам производителей.

Для продвижения продукции местных производителей проведена работа по заключению с крупными торговыми сетевыми компаниями – 20 организациями, имеющими более 200 магазинов по краю, – соглашений о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве, одним из условий которых является увеличение объема реализации региональных товаров – до 50 процентов – и применение максимальной торговой надбавки на основные социально значимые продовольственные товары не более семи-девяти процентов.

Это позволило увеличить ассортимент молочной, хлебопекарной, макаронной, алкогольной продукции, минеральной воды и колбасных изделий с 30-40 до 50-60 процентов. Однако в крае в недостаточном количестве производятся овощные консервы, овощные и фруктовые соки, кондитерские изделия, сахар и др.

– Как в целом в прошлом году сработала торговая отрасль края?

- Должен сказать, что за последние годы она характеризуется высокими темпами развития. Так, за 2010 год оборот розничной торговли составил 274,4 млрд рублей, или 112,6 процента к уровню 2009 года.

Рост товарооборота произошел за счет продовольственной группы. Жители края приобрели продуктов на 129,8 млрд рублей, или на 12,7 процента, больше, чем в позапрошлом году. Продажа непродовольственных товаров составила 144,6 млрд рублей, рост – более 112 процентов. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 47,3 процента, непродовольственных – 52,7. В прошлом году в бюджеты всех уровней поступило более двенадцати процентов налоговых платежей от организаций оптовой и розничной торговли.

Потребительский рынок активно разрастается, строятся крупные магазины, развлекательные центры, уютные кафе. Сегодня в крае насчитывается более 17 тысяч стационарных предприятий. Доля прибыльных – свыше 84 процентов. За последние время в крае открыты современные предприятия торговли и общественного питания, транснациональные сетевые компании, торговые центры. В эксплуатацию введено более ста тысяч квадратных метров торговых площадей. Дальнейшее развитие получила специализированная торговая сеть гипер- и супермаркетов по торговле бытовой техникой, продовольственными, спортивными и хозяйственными товарами. Все они соответствуют европейскому уровню не только внешне, но и по качеству обслуживания, ассортименту предлагаемой продукции и услуг.

Наряду с формированием современных торговых центров идет развитие фирменной торговой сети. Сейчас в крае действует около 1500 фирменных объектов торговли. В городах и районах работают социальные магазины и отделы по продаже продовольственных товаров первой необходимости для льготных категорий граждан и социально не защищенных слоев населения, планируется создать электронные социальные карты.

Высокие результаты в прошлом году достигнуты и в сфере общественного питания, оборот которой составил свыше 16 миллиардов рублей, или 106,8 процента к уровню прошлого года.

– Одно из направлений работы вашего комитета – поддержка сферы бытового обслуживания, оказание населению различных услуг в этом направлении. Насколько активно развит этот сегмент экономики?

- В ходе выездов в районы и города внимательно изучалась работа администраций муниципальных районов и поселений по созданию условий для обеспечения жителей, проживающих в сельской глубинке, удаленных от райцентров населенных пунктах, услугами бытового обслуживания. Их объем – более семи миллиардов рублей, что практически на уровне позапрошлого года.

Мы стараемся всячески поддерживать эту сферу деятельности, делая ее конкурентоспособной, востребованной рынком. Большое внимание придается повышению мастерства специалистов. Так, в ноябре прошлого года в Кисловодске прошел полуфинал чемпионата России по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру. Команда Ставропольского края состояла из представителей семи городских округов – Ставрополя, Кисловодска, Буденновска, Ессентуков, Минеральных Вод, Невинномысска, Георгиевска и двух районов – Благодарненского и Петровского, заняв первое командное место. В копилке нашей сборной по личным первенствам десять первых мест, четыре вторых и пять третьих.

При организационной поддержке комитета в конце прошлого года в выставочном центре «Прогресс» Ставрополя прошла ежегодная, уже ставшая традиционной выставка «Стиль. Мода. Красота», которая собрала около шести тысяч участников. Параллельно проводились мастер-классы специалиста международного класса Е. Шанской из Москвы и чемпионат по ногтевому сервису. НОУ «Элегант» и НОУ «Школа красоты» из краевого центра организовали семинар «Мода-2011» для различных специалистов. Встречу проводили призеры международных соревнований, мастера международного класса. Все они представляют ставропольскую школу парикмахерского искусства.

– Андрей Георгиевич, вы осуществляете контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Много здесь было выявлено нарушений?

- В результате проведения плановых проверок, рассмотрения обращений о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), рассмотрения информации о нарушениях законодательства РФ о размещении заказов, поступившей из Счетной палаты СК, возбуждено 47 дел об административных правонарушениях. Виновные привлечены к административной ответственности.

Комитет в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляет также лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, медицинской и фармацевтической деятельности, в т. ч. связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов. Количество проверок увеличено на одну треть. Выявлено 173 случая нарушений лицензионных требований, большая часть из которых приходится на розничную продажу алкогольной продукции (80 процентов) и фармацевтическую деятельность (47 процентов). В бюджет края поступило свыше тринадцати миллионов рублей. Контрольная работа комитета стала одним из факторов, обеспечивающих стабильную работу рынка фармации и розничной продажи алкогольной продукции в рамках существующего правового поля.

««Раскрутить» ставропольские бренды»
Газета «Ставропольская правда»
18 февраля 2011 года