08:31, 16 февраля 2011 года

Модернизация сферы ЖКХ на Ставрополье будет продолжена в 2011 году

- Александр Иванович, начнем с программ по капремонту и переселению граждан из аварийного жилья. Что удалось сделать в 2010 году и каковы перспективы? Есть ли у жителей края надежда на продолжение программ?

- В Фонд было подано две заявки, в рамках которых получено 1,5 млрд рублей на капитальный ремонт 429 многоквартирных домов в 20 муниципальных образованиях края. Всего же на программу 2010 года направлено 1,7 млрд рублей с учетом софинансирования.

Одна из трех программ по переселению практически завершена. В Михайловске переселено 148 граждан, снесено 8 аварийных домов. В Ставрополе идет расселение 23 аварийных многоквартирных домов, в которых проживали 428 человек. Одно из направлений, которое мы выбрали при решении вопроса по аварийному жилью, – развитие малоэтажного строительства с применением технологий быстровозводимого жилья. Такие дома строятся в Железноводске и Невинномысске. В Изобильном появятся два малоэтажных дома, построенных с применением энергосберегающих технологий. Ожидаемое снижение энергопотребления там составляет 30%, а оплаты жилищно-коммунальных услуг – 20%. В целом по «малоэтажке» планируется расселить 27 аварийных домов, в которых проживают 490 человек, а по основной застройке – 1702 человека из 87 аварийных домов.

Таким образом, проблему аварийного многоквартирного жилья возможно решить в ближайшие два-три года. С капремонтом сложнее, но и здесь не все безнадежно. Срок работы Фонда продлен до 1 января 2013 года. В наступившем году на переселение граждан из аварийного жилого фонда в общей сложности будет направлено более 638 млн рублей. Что касается капремонта, то лимит краю еще не доведен.

Сейчас мы изучаем возможность создания краевого коммунального фонда. Вопрос сложный и неоднозначный. Комитетом был досконально изучен опыт регионов, где региональные фонды ЖКХ уже созданы. Предполагается, что при формировании системы капитального ремонта в крае будут консолидироваться средства бюджетов различных уровней, а также собственников. При этом реальная доля участия последних не будет превышать 20% стоимости ремонта.

- С какими проблемами пришлось столкнуться при реализации упомянутых программ?

- Некоторым участникам программ фонда ЖКХ с трудом удавалось выполнять такое требование, как развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, инициативности собственников жилья и т. д. К сожалению, ряд муниципальных образований края не сделал даже попытки получить помощь государства. На это на заседании правительства глава края обратил внимание руководителей городов и районов. Отсутствие на местах стремления получить федеральные деньги на решение коммунальных проблем губернатор склонен рассматривать как управленческий минус.

Еще раз скажу, что успех реформирования ЖКХ в полной мере зависит от желания руководителей. Здесь приведу в пример поселения Георгиевского района. Инициатором включения их в программу по капремонту стал глава района Василий Шабалдас. Была создана рабочая группа, в которую вошли главы сельских поселений, специалисты райадминистрации и комитета края. Их четырехмесячная напряженная работа позволила пяти поселениям района получить 84 млн рублей средств Фонда и краевого бюджета.

- Помимо этого на повестке дня проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры. Этому вопросу было посвящено недавнее заседание госсовета в Сыктывкаре. Там прозвучало, что нормативный срок отслужили более 60% основных фондов коммунального хозяйства. Как обстоят дела на Ставрополье?

- Проблема действительно существует. Износ коммунальной инфраструктуры в крае, к сожалению, не меньше, чем в целом по России. У нас одним из источников решения этого вопроса является краевая целевая программа «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2010-2012 годы», на реализацию которой выделено более 1 млрд рублей.

По подпрограмме «Модернизация, реконструкция и строительство объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры» основная часть средств пошла на газификацию сел. Построены подводящие и разводящие сети газоснабжения в 13 населенных пунктах края, их общая протяженность более 60 км.

Конечно, большое внимание уделялось улучшению водоснабжения, что предусмотрено в рамках второй подпрограммы. Так, в 2010 году к хуторам Петровский, Сотникова, Усть-Невинский, Черкасский Кочубеевского района и Сухой Изобильненского района, не обеспеченным централизованным водоснабжением, построены подводящие водопроводы. Для улучшения водоснабжения станицы Марьинской Кировского района, станицы Григорополисской и поселка Славенский Новоалександровского района построены артскважины.

В результате общий уровень газификации населенных пунктов края достиг 95,3%. А доля населенных пунктов края, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, - 90,9%.

- В числе наиболее активно обсуждаемых сейчас – вопрос о повышении энергоэффективности отечественного ЖКХ. В первую очередь речь идет об оборудовании многоквартирных домов приборами учета потребления коммунальных ресурсов. Насколько интенсивно в 2010 году в крае велась эта работа?

- На краевую адресную программу «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям Ставропольского края в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009 - 2011 годах» в прошлом году направлено 194 млн рублей. В результате было установлено 495 приборов учета тепловой энергии, 171 – горячей воды, 400 – холодной воды и 524 счетчика электроэнергии.

- К сожалению, в редакционной почте в последнее время увеличивается поток жалоб населения на деятельность управляющих компаний. Безусловно, комитет края по ЖКХ заинтересован в эффективном взаимодействии с ними, точнее, в том, чтобы были установлены прозрачные правила игры в сфере управления жилфондом...

- Повышение профессионализма, финансовой состоятельности и ответственности управляющих организаций и ТСЖ очень важны как для власти, так и для простых людей. В этой сфере надо давно навести порядок, и наконец-то этот процесс сдвинулся с мертвой точки. В сентябре прошлого года Правительство РФ постановлением № 731 утвердило стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Управляющие организации обязаны размещать все данные о себе в Интернете. Нашим комитетом разработан специальный портал, на котором будет аккумулироваться вся информация об управляющих организациях. Зайти на него можно будет через официальный сайт комитета http://www.stavgkh.ru Сейчас мы дорабатываем последние технические вопросы, и с марта он заработает в полную силу.

Кроме того, управляющие компании, нацеленные на долгосрочную перспективу своей работы, и сами заинтересованы в прозрачности этого рынка. В 2010 году в крае зарегистрировали первую саморегулируемую организацию «Северо-Кавказский жилищно-коммунальный центр «Гарант». Им уже разработаны стандарты и правила предпринимательской деятельности организаций-«управленцев».

- Александр Иванович, люди очень часто жалуются в газету и на многие другие проблемы в сфере ЖКХ. Они могут рассчитывать на помощь комитета?

- Конечно. В прошлом году в наш адрес поступило 1270 письменных и устных обращений граждан, что на 230 обращений больше, чем в 2009 году. О чем это говорит? С одной стороны, о том что комитету доверяют и считают, что на краевом уровне быстрее разберутся с той или иной проблемой. А с другой – это ясно показывает, что на местах система не всегда срабатывает как надо. Наибольшее количество обращений поступило из Ставрополя и Минеральных Вод. Основные темы традиционны. Это проблемы, связанные с водоснабжением, капремонтом и переселением, беспокоит также рост платы за услуги ЖКХ.

В комитете обращения граждан не оставляют без внимания. Наши специалисты дают разъяснения, а в прошлом году они 38 раз выезжали на места. Каждую неделю веду личный прием и я. За 2010 год побеседовал с 83 гражданами. Для обратной связи с жителями края на нашем сайте работает «Гостевая книга» и «Интернет-приемная», там же вы найдете номер «телефона доверия» комитета.

Напоследок отмечу, что в прошлом году комитетом по ЖКХ, муниципальными образованиями, предприятиями жилищно-коммунального комплекса проделана большая работа по реформированию и модернизации отрасли, но это малая толика того, что еще предстоит сделать, чтобы жилищно-коммунальный комплекс Ставрополья работал как хорошо отлаженный часовой механизм.

* * *

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

результатов деятельности комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству 

Свою миссию — осуществление государственной политики и управления в области ЖКХ – комитет в основном исполняет. В результате его деятельности край активно участвует в реализации всех целевых комплексных программ, способствующих решению проблем развития ЖКХ в рамках реализации стратегии его развития до 2020 года.

В соответствии с поручениями Минрегионразвития РФ и Фонда содействия реформированию ЖКХ комитетом составлен реестр аварийных многоквартирных домов, данные по которым внесены в информационную систему «Реформа ЖКХ». Достаточно активно ведется работа по расселению граждан из аварийного жилья.

Ежеквартально комитетом осуществляется мониторинг процессов реформирования жилищно-коммунальной сферы, в частности, проведена работа по инвентаризации жилищного фонда, позволяющая реально планировать дальнейшую деятельность как комитета, так и отдельных предприятий курируемой сферы.

Определенная работа ведется комитетом и по решению таких задач, как развитие инженерной инфраструктуры, обеспечение устойчивой работы организаций ЖКХ, стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства в крае путем постепенного перевода его на самоокупаемость.

В то же время следует отметить необходимость усиления работы комитета по ряду направлений:

- обеспечение надлежащего технического состояния жилищного фонда, прежде всего в результате создания конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг и осуществления мер по демонополизации. Положительным в этом направлении аспектом работы комитета является разработка сайта, на котором планируется аккумулировать информацию о деятельности управляющих компаний края;

- снижение затрат производителей услуг по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда, соответственно и тарифов на предоставляемые услуги. Ни в отчетных, ни в плановых документах вообще нет информации об уровне тарифов, их росте (в сравнении в другими регионами и в целом по РФ);

- комплексное планирование развития коммунальных систем на региональном и местном уровнях;

- недостаточной, на наш взгляд, является и работа комитета по модернизации жилищно-коммунального комплекса, которую нельзя сводить только к замене сетей и приобретению отдельных видов техники. Предприятиями комплекса должны осваиваться новые ресурсосберегающие технологии, в поиске и популяризации которых активно должны участвовать сотрудники комитета.

Декан экономического факультета СтГАУ О. Кусакина, профессор кафедры предпринимательства Т. КОСТЮЧЕНКО.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Когда ЖКХ заработает как часы»
Газета «Ставропольская правда»
16 февраля 2011 года