08:51, 29 января 2011 года

Военнослужащие не могут добиться выплаты денежного довольствия на Ставрополье

Нужно сказать, что таких обращений немало и каждый месяц их «набегает» по три-четыре от все новых заявителей. Связано это с невыполнением чиновниками Министерства обороны РФ некоторых законодательных норм, касающихся военнослужащих. Дело в том, что, например, офицеры, подлежащие увольнению из рядов Вооруженных сил, не могут быть отправлены на «гражданку», пока не будут обеспечены жильем. Ну а тем временем их должности в воинских частях сокращаются и лейтенанты-капитаны-майоры выводятся за штат, поступая в распоряжение командира части. Находиться в подобном подвешенном состоянии «заштатные» люди в погонах могут от трех до шести месяцев. В течение этого периода офицеры получают среднюю «зарплату». И когда положенный срок истекает, продление денежных выплат зависит уже от вышестоящего начальства, скажем, командования Южного военного округа (ЮВО).

- Но вот здесь-то и возникает проблема, – говорит пресс-секретарь Ставропольского гарнизонного военного суда Владимир Соловьев. – Несмотря на то, что «местные» командиры частей своевременно посылают представления «наверх», там зачастую не торопятся принимать решения о продлении выплат офицерам, находящимся за штатом. Что не дает оснований финансовым органам выплачивать им деньги. Но ведь наши заявители сохранили статус военнослужащего и имеют право на получение довольствия! Однако это право им приходится отстаивать в суде.

Ну ладно, после суда офицер «зарплату» получил. А потом? Что будет, если все-таки вышестоящее командование так и не озаботится его дальнейшей судьбой еще какое-то время (не придумает ему служебное предназначение, не осчастливит квартирой или не продлит выплаты)? Печально, но «человеку с ружьем» ничего не остается, как снова идти в суд, ведь полномочия военной Фемиды распространяются только на уже нарушенные права заявителя, а не на будущее. Допустим, «отвоевал» с помощью суда деньги за январь, а за февраль еще придется посражаться. И, возможно, за март-апрель или май-июнь. На сегодняшний день тех офицеров, которые сделали не по одному, а по четыре-пять заходов с исковыми заявлениями в Ставропольский гарнизонный военный суд, четыре человека. Много это или мало — вопрос не арифметический, а, скорее, моральный, ведь налицо складывающаяся тенденция оставить офицеров без средств к существованию.

Один из таких бедолаг, майор Сергей К., рассказал, что в 2010 году он вместе с сослуживцами даже разработал целую схему получения довольствия. В начале каждого месяца группа офицеров одной из частей МО РФ дружно подавала заявления в гарнизонный суд о том, что им не выплатили деньги за месяц пре-дыдущий. И числу к 20-му после рассмотрения этих заявлений судом и принятия по ним решений деньги оказывались «на руках» у военных. Пусть и с задержкой, но зато стабильно. Правда, для этого пришлось обращаться к правосудию десять раз (!) в течение года.

Интересно, что при каждом обращении в суд военнослужащий платит 200 рублей госпошлины. Пять раз обратился — тысячу отдал. Деньги эти, конечно, позже возвращаются государством, но очень неохотно и долго. Для компенсации судебной издержки управление федерального казначейства по Ставропольскому краю (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ) принимает исполнительные листы, а изготовление одного обходится государству в 1200 рублей. Значит, чтобы вернуть офицеру две сотни, стране нужно затратить в шесть раз больше!

- Денежное довольствие и компенсация госпошлины выплачиваются по разным статьям, и если командование части, как правило, после решения суда в добровольном порядке выплачивает «зарплату» военнослужащему, то компенсация судебных издержек обычно затягивается, – делится наблюдениями В. Соловьев. – Тогда человеку приходится брать в суде исполнительный лист и уже через судебных приставов требовать положенное. Получается, что нарушение военными чиновниками прав офицеров влечет и дополнительные расходы государственных средств.

Примечательно, что в последние несколько месяцев появилась новая категория заявителей, обращающихся в гарнизонный суд, — это выпускники военных училищ и вузов. Дело в том, что в ходе продолжающейся армейской реформы во многих частях сокращены определенные должности, и на тот момент, когда вчерашний выпускник по распределению прибывает к месту службы, «его» должности просто нет. Молоденького офицера сразу же выводят за штат, через полгода он перестает получать деньги и идет с исковым заявлением в суд. То есть разделяет участь старших товарищей, еще и «не нюхав пороху».

Замечу, что в Ставропольский гарнизонный военный суд обращаются офицеры всех частей, расположенных на территории его юрисдикции. В том числе и имеющих центральное подчинение, к примеру, Внутренних войск или МЧС, не относящихся к Южному военному округу Министерства обороны РФ. Что касается непосредственно ЮВО, то начальник службы информации и общественных связей округа подполковник Андрей Бобрун так прокомментировал ситуацию:

- Понятно, что здесь нужно разбираться по каждому конкретному случаю. В нашем округе проблем с продлением денежных выплат нет, при условии, что военнослужащий имеет на них все основания. Могут быть случаи, когда несвоевременно приходят документы из части или их присылают чуть позже, чем составляется список офицеров, но тогда формируется дополнительный.

На первый взгляд, исчерпывающе, но все же несколько сомнительно. И вот почему. В распоряжении редакции «СП» оказался ряд решений Ставропольского гарнизонного военного суда, принятых при рассмотрении заявлений военнослужащих двух частей Министерства обороны РФ о невыплате денежного довольствия. Причем эти решения выносились неоднократно (ежемесячно) по каждому из семи обращавшихся в суд офицеров.

«Довольствие не в удовольствие»
Газета «Ставропольская правда»
29 января 2011 года