08:23, 29 января 2011 года

Федеральная миграционная служба по Ставропольскому краю подвела итоги работы в 2010 году

Почти весь прошлый год, как отметил, открывая совещание, врио начальника УФМС России по Ставропольскому краю Казбек Эдиев, управление выполняло функции «окружного». Что, естественно, добавило напряжения в работе, поскольку от выполнения прямых обязанностей в самом крупном регионе СКФО управление никто не освобождал. Более того, и саму миграционную обстановку на Ставрополье простой не назовешь. Достаточно сказать, что в 2010 году на территории края зарегистрировано около 130 тысяч граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иными словами, миграционный прирост с учетом объемов неконтролируемой миграции составил около семи тысяч человек.

А это требует от сотрудников миграционной службы не только профессионализма. Непростым, быстро изменяющимся реалиям жизни должна соответствовать и организация служебной деятельности по всем направлениям: от контроля над соблюдением миграционного законодательства до постоянного мониторинга ситуации. И прежде всего в плане межведомственного взаимодействия. Высокая результативность работы в этом направлении наглядно проявилась, например, при проведении таких совместных оперативно-профилактических мероприятий и спецопераций, как «Магистраль», «Маршрутка», «Нелегал-2010», «Анаконда», «Нелегальный мигрант», «Курорт-2010», «Регион». Причем операция «Регион» аналогов ранее не имела: в ней участвовали сотрудники миграционной службы трех регионов – Ставрополья, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Но с другой стороны, как особо подчеркнул заместитель начальника УФМС России по Ставропольскому краю, начальник отдела иммиграционного контроля Владимир Кириченко, нельзя успокаиваться на достигнутом, надо и дальше развивать межведомственное взаимодействие.

Разумеется, у каждого ведомства свой круг прав и полномочий, и работа в режиме тесного взаимодействия не означает ни сокращения перечня обязанностей территориальных подразделений УФМС, ни снижения их ответственности.

Оформление российских и загранпаспортов, видов на жительство, разрешений на временное проживание иностранцев в России, патентов и т. д. – повседневная, во многом рутинная работа, которую никто за сотрудников миграционной службы не сделает. Но и другое верно: миграционные процессы оказывают влияние на все сферы жизни, и без координации усилий тут просто не обойтись. Как, например, расценить то, что работающих без разрешения иностранцев в Благодарненском районе выявили сотрудники крайпрокуратуры, а в городе Лермонтове – чекисты? На совещании это назвали – и вполне справедливо! – недоработкой местных отделов УФМС. Но в то же время налицо случай, когда сработало «золотое» правило: «чужих» нарушений закона не бывает, и все силовые ведомства делают одно, по сути, дело.

Более того, объединять усилия в миграционной сфере должны не только силовики. Необходимо, как отметил, выступая на совещании, начальник управления по обеспечению деятельности краевого совета по экономической и общественной безопасности аппарата правительства Ставропольского края Сергей Сидоренко, и взаимодействие УФМС с органами власти и местного самоуправления. И не случайно в крае создана рабочая группа по вопросам миграции, а с главами большинства городов и районов заключены соглашения о сотрудничестве. А ведь еще совсем недавно муниципалы считали миграционные проблемы «чужими», хотя не учитывать влияние миграционных процессов на социально-экономическую ситуацию в городах и селах невозможно. Межэтнические конфликты прошлого года – наглядное тому подтверждение.

К слову, в краевом УФМС в 2010-м была создана возглавляемая Казбеком Эдиевым рабочая группа по взаимодействию с диаспорами, проведено более 100 рабочих встреч с руководителями национальных объединений. Включены представители таких объединений и в общественно-консультативный совет при УФМС, который не просто обсуждает актуальные проблемы. Члены совета с выездом на места участвуют, например, в рассмотрении просьб и жалоб, с которыми люди обращаются в ходе личных приемов граждан руководителями УФМС. Любой канал обратной связи с населением – идет ли речь о приеме граждан или интернет-обращениях в УФМС – это еще и весьма эффективный инструмент выявления и предотвращения преступлений, в том числе и коррупционной направленности.

Отметим важный нюанс. Правонарушения и преступления чиновников особенно нетерпимы, когда разговор о работе подразделений ФМС, куда с тем или иным вопросом приходит каждый – оформить паспорт, зарегистрироваться по месту жительства и т. д. А потому оправдан и практикуемый в УФМС подход: наказывается не только виновник. В 2010-м за грехи подчиненных «поплатились» и начальники подразделений в Железноводске, а также в Курском и Левокумском районах. Один освобожден от должности, двое привлечены к дисциплинарной ответственности. Равно как оправдана и жесткая, без боязни «испортить» показатели, позиция в отношении нарушителей дисциплины. По данным, которые привел в своем выступлении на совещании заместитель начальника краевого УФМС России по работе с личным составом, начальник отдела кадрового обеспечения Константин Близниченко, к дисциплинарной ответственности привлечен 41 сотрудник – больше, чем в 2009-м.

Правда, избежать нарушений помогает не только жесткий спрос. Высокие технологии, например, к дисциплине никакого отношения, казалось бы, не имеют, но… Именно такие технологии позволяют качественно изменить отношение к людям в госучреждениях, избежать их превращения в зависящих от настроения чиновника просителей. И в этом смысле восемь услуг, которые предлагает сегодня УФМС в электронной форме, не просто экономят людям время и силы. Это еще и позитивное изменение алгоритма взаимоотношений. Между прочим, база «Иностранец-СК», внедренная в УФМС и не имеющая аналогов в других регионах, тоже не просто массив данных по всем приезжающим в край иностранцам. Хотя и это существенно, можно даже номер авиарейса, которым человек отбыл на родину, отследить. Появилась возможность логического контроля как проверяемых, так и проверяющих! Что выглядит далеко не лишним, поскольку необходимость межведомственного взаимодействия – не единственная особенность повседневной работы органов ФМС. Это работа с людьми, а потому она еще и конфликтна по своей природе.

Александр САБУРОВ
«Миграционные проблемы не бывают «чужими»»
Газета «Ставропольская правда»
29 января 2011 года