Из кабинета Людмилы Тихомировой слышались звуки классической музыки, а еще доносились какие-то странные хлопки. С преподавателем музыкальной школы №1 Ставрополя мы смогли поговорить в самый разгар необычного творческого процесса: девочка-ученица старательно играла, сидя за инструментом, а преподаватель прохлопывала в ладоши. Как пояснила Людмила Даниловна, именно так можно помочь ребенку уловить ритм произведения.

Людмила Тихомирова с Федором и Аней Сизененко

Людмила Тихомирова с Федором и Аней Сизененко

© Фото Лусине Варданян

Игрой Анечки Сизененко педагог осталась довольна: новые нотные сборники из стопки бумаг, аккуратно сложенной на фортепиано, тут же перекочевали в рабочую папку девочки. С Аней Людмила Даниловна занимается третий год, и уже сегодня, по ее словам, одна из лучших учениц с легкостью исполняет произведения программы седьмого класса. И таких по-настоящему увлеченных музыкой воспитанников у Тихомировой немало.

– Для каждого из них здесь припасено особое произведение, – показывает Людмила Даниловна на заветную стопку нотных записей. – И каждому найдется то, которое его заинтересует, заставит думать и чувствовать.

Чтобы подобрать подходящие клавиры, Людмила Даниловна подолгу засиживается в библиотеке музыкальной школы. Не жалея времени, она занималась, например, с Аней даже во время обеденного перерыва и объяснила свои старания просто: «Люблю зажигать звезды». Кстати, Аня Сизененко вместе со своим братом-первоклассником Федором в ноябре принимала участие в международном детском, юношеском и взрослом конкурсе-фестивале «Осенняя соната», который проходил в Астрахани: на него собрались более двухсот музыкантов из разных регионов России и зарубежья. Юный Федор просто покорил жюри мастерством игры на фортепиано, получив диплом первой степени, Аня стала лауреатом третьей степени.

– Участие в таких конкурсах, несомненно, дает свои позитивные результаты, – говорит Людмила Даниловна. – Детям необходимо развиваться, а для этого им нужно видеть успехи других и себя на общем фоне.

К конкурсам своих учеников она готовится тщательно, заранее просчитывая шансы на успех, и ее воспитанники, как правило, покоряют не только слушателей, но и жюри. А ее профессиональные секреты, на первый, поверхностный, взгляд, банально просты:

– Чтобы оказаться среди лучших, нужно иметь собственный солидный багаж сыгранных произведений. Вот и приходится с самого начала настраивать учеников на серьезную работу: когда музыкант работает на сцене по-настоящему, полностью углубляясь в материал, уходят и страх, и излишнее волнение.

При этом сама Людмила Даниловна во время выступления ребят всегда очень переживает. Правда, старается не подавать вида!

Стоит сказать, что многие из учеников Тихомировой свою жизнь связали с музыкой профессионально, другие просто полюбили музыку как вид искусства, а кто-то уже привел к Людмиле Даниловне своих детей учиться музыке…

– Способности ребенка можно разглядеть с первой минуты, – говорит она, – важно, чтобы с раннего возраста юный пианист, еще не очень-то понимая серьезную музыку, искренне восхищался каждой ноткой, каждым фрагментом произведения. Ну а техника исполнения — дело наживное, складывающееся из их трудолюбия и моей помощи. Порой целый год приходится учить ребенка правильно ставить пальцы на клавиши...

Как у каждого талантливого педагога, у Людмилы Даниловны есть свои персональные приемы обучения. Например, чтобы юный музыкант лучше понял содержание произведения, проникся чувствами композитора, они нередко вместе придумывают подходящие по смыслу слова и сюжеты.

– Однажды, когда мы с Федей разучивали грустную мелодию,- вспоминает преподаватель, – то представляли, будто он просит у мамы прощения за проступок. Жалостливые слова постепенно «перекладывали» на музыку и тем самым достигали нужной тональности звучания.

Любовь к музыке и детям Людмила Даниловна Тихомирова сохранила на протяжении сорока лет педагогической деятельности, наполненных трудами и волнениями, сомнениями и радостями. Давным-давно, еще пятилетним ребенком, она выпросила у родителей пианино, а ведь в то время инструмент считался настоящей роскошью. Ночью, чтобы никого не будить, стелила под крышку толстый шарф, приглушая тем самым звучание. Доходило до курьезов: однажды особо бдительный сосед вызвал работников спецслужб! Очень его насторожили глухие удары по ночам, вот он и предположил, что, используя азбуку Морзе, кто-то передает тайные сообщения иностранной разведке. Тогда на глазах у изумленной девочки непрошеные гости в служебном запале разворошили весь ее инструмент...

– В семь лет я уже решила, что буду учителем музыки, – вспоминает Людмила Даниловна. – После девятого класса, не сказав родителям ни слова, из Комсомольска-на-Амуре, где мы тогда жили, уехала в Хабаровск. Пока меня разыскивала милиция, поступила в музыкальное училище!.. А потом еще окончила и консерваторию. Моими учителями были настоящие виртуозы.

Об одном из них она нередко рассказывает своим ученикам. Преподаватель тот по национальности был японцем, со своеобразной манерой поведения. На занятиях всегда сидел рядом с учениками, и если во время игры кто-нибудь ставил на клавиши «не те» пальцы, молча чем-то легонько бил по ним.

– Я никогда не боялась сцены, но всегда ужасно боялась укоризненного взгляда этого удивительного педагога. Ну а уж если он без слов кивал головой, значит, доволен, – улыбается Людмила Даниловна этим воспоминаниям.

Сама же использует куда более гуманные педагогические методы: из ее кабинета в такт музыке всегда слышатся те самые ритмичные хлопки, так удивившие меня поначалу. И если посмотреть на успехи учеников Л. Тихомировой, можно смело утверждать, что все они достигнуты благодаря любви преподавателя к своим маленьким «звездочкам».