08:48, 30 декабря 2010 года

Как отмечали Новый год 60 лет назад

- Это тебе от Деда Мороза, - говорит Надежда Качурина внучке.

Стоит нажать кнопку, и «оживет» долгожданная Веркина мечта. Она с благодарностью смотрит на бабушку, потом обнимает ее, усаживаясь на колени: девочка хорошо знает, кто больше всех старался ее осчастливить...

Одаривая внучку-третьеклассницу, Надежда Тимофеевна вспомнила, как готовились праздновать новый, 1949 год. Во всех классах распевали про «маленькую елочку», которой «холодно зимой», учились водить хороводы. Репетировали просто так, на всякий случай, ведь учителя хорошо знали, что живых елок к празднику в школе точно не будет. Но первые послевоенные утренники все же состоялись: ватой и самодельной мишурой дети украсили яблоню. Вокруг этого нарядного дерева у школьного крыльца и веселились.

- Мы были достаточно взрослыми в третьем классе, чтобы понять, что «елка – зеленая иголка» - такая же условность, как и Дед Мороз со Снегурочкой, - говорит Надежда Тимофеевна.

Но когда закончился праздник и Дед Мороз, вспотевший от плясок, развязал мешок – все оторопели. Там были самые настоящие подарки. Хотя после войны слово это даже не было в ходу. На самом деле ребятам приготовили небольшие «кульки» со сладостями: для одних в половинки исписанных тетрадных листков, свернутых воронкой, положили по три тонких леденца, для других – кусочки халвы.

- Мне досталась халва, - продолжает она. - Крепко зажав в руке кулечек, я еле сдерживала себя от соблазна попробовать его содержимое. Нас пятерых мама растила одна, поэтому в семье действовал строгий закон: все, что приносилось в дом, делилось поровну. Предвкушая всеобщее ликование за семейным столом, я так торопилась, что, поскользнувшись, во весь рост растянулась на снегу. От удара мой кулечек раскрылся, и халва рассыпалась. Ползая на коленях, я пыталась собрать сладкие крохи новогоднего счастья, которые на глазах растворились в затоптанном снегу. Мимо бежали счастливые школьники, не понимая, отчего же в этот день я так горько рыдаю…

Верка еще крепче прижалась к бабушке. Она точно знает, что помимо компьютера сладости «под елку» тоже приготовлены и ее подарок, как всегда, будет гораздо больше всех вместе взятых «кулечков», которые более шестидесяти лет назад получили бабушкины одноклассники.

- Слава богу, что наши дети и внуки счастливее нас, - проронила Надежда Тимофеевна, поглаживая русые Веркины волосы.

«Подарок для Веры»
Газета «Ставропольская правда»
30 декабря 2010 года