07:44, 29 декабря 2010 года

Минводские каникулы: другая интерпретация

В публикации В. Лезвиной «Минводские каникулы» представлена история, происходящая в Минеральных Водах. Она действительно беспрецедентна не только для Ставрополья, но и для России, поэтому требует пояснения и уточнения. Тем более что она еще не завершилась.

На двух стульях

В 1994 году в Минеральных Водах появилось представительство Московского открытого социального университета, получившее затем статус филиала, а позднее филиала Московской открытой социальной академии. Однако благодаря активной деятельности заинтересованных лиц, открывших в Москве под эгидой Российского совета ветеранов внутренних дел и внутренних войск негосударственный вуз – «Академия права и управления (институт)», в 1999 году студенты юридического факультета МВФ МОСУ были переведены во вновь созданный филиал МФ АПУ.

Академии права и управления был необходим контингент студентов всех ступеней обучения. Только это давало право на госакредитацию в короткие сроки. Абсолютно бесконфликтно, с согласия ректора студенты Минераловодского филиала МОСУ были переведены в Академию права и управления. Это позволило академии уже через год получить государственную аккредитацию, а следовательно, выдавать выпускникам дипломы государственного образца, предоставлять студентам льготы по налоговым выплатам, а юношам – отсрочку от армии.

Следует пояснить, что филиал создавался на средства при организационном и финансовом участии Л. Лидак. Так, приказ о ее назначении на должность директора филиала был подписан 11 декабря 1998 года, а первая зарплата ею была получена в октябре 2000 года. Примечательно, что директор не хотела сидеть «на двух стульях» и при встрече с президентом АПУ просила о том, чтобы ее освободили от должности директора, но Юрий Пузанов - президент АПУ был категорически против. Как головному вузу, так и его филиалам был необходим ее опыт работы в системе негосударственного образования.

Профессор Л. Лидак щедро им делилась с коллегами. В Минеральные Воды приезжали директора других филиалов и их заместители из Тюмени, Чеченской Республики, Владикавказа, Якутска, Чебоксар. Да и сотрудники учебного отдела головного вуза постоянно обращались за консультациями.

Автор статьи «Минводские каникулы» пишет: «…в обоих местах женщина работала на полную ставку и по полной получала все положенные надбавки – за ученую степень, переработки и прочее-прочее». Откуда такие сведения? Ведь негосударственные вузы не стремятся делиться своей коммерческой информацией…

Далее автор статьи замечает, что говорить о доходах «наверное, не очень корректно». Последнее вполне справедливо. Какими деньгами можно оценить меру ответственности за качественную работу двух филиалов? А в Минераловодском филиале АПУ всегда царил дух высокого профессионализма, любви и уважения к студентам и преподавателям.

Разлад по-домашнему

Филиал Академии права и управления первоначально отчислял разумную сумму головному вузу – 15 процентов от всех доходов. Но это было не долго. Академия становилась все более привлекательной для частных лиц. Впоследствии в состав учредителей вошла группа из четырех человек, потеснив совет ветеранов. В настоящее время фактически деятельностью академии полностью руководит супруга президента академии, бывшего сотрудника Министерства внутренних дел России Юрия Пузанова – учредитель Светлана Кравцова. Ну а дальше – «семейный подряд»… А что в этом плохого?

Сын, невестка, мать и отец семейства – все они главные лица академии. А как же Российский совет ветеранов внутренних дел и внутренних войск? Сохранение совета в составе учредителей повышает рейтинг академии. Однако у учредителей стали расти аппетиты. И вот уже 15 процентов обязательных отчислений увеличилось вдвое, а, по словам Светланы Кравцовой и Михаила Пузанова, с 2011 года отчисления возрастут до 50 процентов. Пришло время по-новому оценить работу головных вузов с филиалами. Если головные структуры не хотят привлекать к работе с филиалами серьезных ученых, не развивают их материальную базу, не способствуют подготовке научно-педагогических кадров на местах, не участвуют в региональных социальных программах, то такие филиалы не отвечают целям государства в сфере образования.

Случай с филиалом АПУ достаточно нагляден: ни семинаров, ни курсов повышения квалификации, ни серьезных совещаний для сотрудников филиалов, ни маститых ученых из центра для встреч со студенческой молодежью. Поэтому у филиала и головного вуза имеются разночтения в документообороте, учебных планах, графиках учебного процесса, содержании учебно-методических комплексов.

Куда шли отчисления из филиалов? Можно только предполагать… За десять лет существования у академии в Москве не появилось собственного здания, лабораторного и аудиторного фонда, вуз довольствуется площадями старенького кинотеатра. Впрочем, а для кого это нужно? Ведь головной вуз ориентирован главным образом на филиалы. Своих студентов крайне мало. Для кого развивать головную структуру? Можно финансироваться за счет филиалов, ничего в них не вкладывая и не заботясь об их развитии.

Забота

Как головному вузу, так и филиалам нужны материальная база, интеллектуальный потенциал, положительная презентация на местах. Почему филиал не имел помощи и поддержки?

Обратимся к фактам. Летом 2005 года Минераловодская муниципальная администрация предоставила в безвозмездное пользование учебному заведению здание бывшего интерната, расположенного по улице Крайней. Помещение находилось в аварийном состоянии и нуждалось в ремонте. Поэтому главное условие муниципалитета – участвовать в социальных программах, отремонтировать помещение, использовать его только под учебный процесс и содержать в надлежащем порядке.

В головном вузе должны четко представлять, что безвозмездное пользование зданием предполагает необходимость несения расходов по содержанию и эксплуатации помещения. Социальный партнер филиала АПУ колледж «Перспектива» данную обязанность понимал буквально. Более того, будучи участником муниципальной социальной программы, помимо ремонтных работ по согласованию с муниципалитетом администрация колледжа предоставила возможность бесплатного обучения студентам из малообеспеченных семей. 30 человек воспользовались этим. Академия таких льгот не предоставляла никому. Более того, не хотела принимать участия в ремонте. Это при том, что в течение трех лет за помещение не вносили арендную плату.

Обратившись за помощью к головному вузу по поводу финансирования ремонтных работ, директор столкнулась с отказом. Не услышали учредители главный аргумент, что безвозмездное пользование – это не бесплатное пользование, не исключающее необходимости нести расходы по содержанию и эксплуатации здания. Более того, именно тогда мы узнали, что процент отчислений филиалов удваивается. Вместо поддержки мы столкнулись с равнодушием и попали в тяжелую финансовую зависимость.

Несмотря на возникшие трудности, коллектив выстоял и справился. К 2006 году здание частично отремонтировано. Было сделано главное: канализация, вода, отопление, электричество и т. д. Помогали все: и администрация, и преподаватели, и родители, и спонсоры. Но главной рабочей силой был студенческий стройотряд. Великое им спасибо! А головной вуз АПУ остался в стороне.

Небрежность, задержка документов, неуважение – вот основная линия «заботы» и взаимодействия головной структуры с филиалами. Достаточно внимательно просмотреть отзывы студентов Челябинского филиала в Интернете.

А как было стыдно сотрудникам Минераловодского филиала перед выпускниками 2009/2010 учебного года, когда головной вуз задержал выдачу дипломов на три месяца! В настоящее время сотрудники не могут получить трудовые книжки, студенты – приказ об отчислении и академические справки, а директор, подавший заявление об увольнении по собственному желанию еще в июле 2010 г., так и не получила приказ об увольнении.

За месяц до окончания срока лицензии у МФ АПУ студенты написали заявления об отчислении с целью перевода в другие вузы. Однако до настоящего времени головным вузом приказ об отчислении так и не подписан, академические справки не выданы, хотя лицензия закончилась третьего августа 2010 года.

В связи с таким грубым нарушением законодательства 99 студентов были вынуждены обратиться за судебной защитой их прав. С 22 октября по 12 ноября 2010 г. в Минераловодском городском суде рассмотрены гражданские дела по искам 34 студентов. Их исковые заявления в части признания бездействия академии незаконным удовлетворены. Кроме того, суд обязал академию издать приказ об отчислении студентов в связи с переводом в другие вузы и выдать им академические справки. В этой части решение обращено к немедленному исполнению. Более того суд постановил взыскать в пользу истцов-студентов из академии компенсацию морального вреда. Однако до настоящего времени головной вуз молчит, а студенты остаются в ситуации неопределенности. Учитывая остроту создавшегося положения, 9 ноября 2010 года суд вынес частное определение о грубой дискриминации прав студентов, которое направил для сведения руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и президенту Академии права и управления. Указанные судебные постановления имеются на сайте Минераловодского городского суда. 15 ноября 2010 г. удовлетворено исковое заявление преподавателя Ю.  Говенко по поводу выдачи трудовой книжки.

Удивительно, что закон нарушают юристы. Забота головной структуры о благополучии филиала вполне отвечает термину «дикого бизнеса» (цитируем журналиста). Образовательная деятельность велась непосредственно филиалом, и деньги филиал зарабатывал сам. Именно филиал авансировал средства на общеакадемические расходы и содержание головной организации.

Другая правда

Третьего августа 2010 года подходил срок окончания лицензии МФ АПУ. Порядок таков. Документы для лицензирования подаются за четыре месяца. А сбор их начинается значительно раньше. В феврале 2010 года филиалом получен новый устав академии, который пестрил юридическими ошибками. Ведь любой юрист знает о том, что если название структуры на титульном листе представлено кавычками, то в тексте должен быть аналогичный вариант Он явно нуждался в корректировке. Этот факт, выявленный нами, неприятно поразил учредителей. Вместо того чтобы быстро переделать устав и зарегистрировать новую редакцию, головной вуз вызвал директора филиала и объявил о нерентабельности филиала, а также о необходимости его закрытия. Диалог Л. Лидак, С. Лидак с представителем собрания учредителей С. Кравцовой закончился категоричным заключением: «Нет смысла лицензировать филиал, в котором менее пятисот студентов». Сотрудниками филиала было принято решение – лицензировать образовательную программу по юриспруденции в филиале МОСА. Тем более что именно этот вариант предложила учредитель С. Кравцова, обвиняя филиал в банкротстве. Каждый специалист выразил желание перейти на работу в МОСА в случае получения лицензии. Лицензия была получена. Преподаватели выполнили необходимые процедуры для перевода в другой вуз. Но им трудовые книжки не возвращают.

Почему? На это ответа нет. Вот и рождаются предположения, что документы высококлассных специалистов нужны головному вузу, который решил не терять филиал, а вновь его отлицензировать.

Семейный подряд

Система образования Минераловодского муниципального района гордится педагогическими династиями. Многие сотрудники филиалов МОСА и АПУ из семей педагогов. В том числе и сыновья профессора Л. Лидак. Директор социально-экономического колледжа «Перспектива» Сергей Лидак – кандидат педагогических наук. Преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Максим Лидак – кандидат юридических наук. Что плохого в том, что они продолжают семейные традиции? Что плохого в том, что они работают много и продуктивно? Что плохого в том, что приобретение ученической мебели осуществлялось из частных средств директора колледжа? Что плохого в том, что мать научила сыновей любить и уважать образование? Наверное, в этом преемственность традиций.

Обозреватель попытался выявить пагубность «семейного подряда» при разделе имущества и площадей между учебными заведениями. Но вопрос о совместном пользовании зданием решался Л. Лидак и предыдущим директором, задолго до того как колледж «Перспектива» возглавил ее сын.

«Тройная» бухгалтерия

Связывая директора филиалов МОСА и АПУ с понятием «тройной бухгалтерии», автор статьи отмечает, что на мебели в учебных кабинетах написаны несколько инвентарных номеров. Этому легко найти объяснение. Когда директор филиала объявила о своем решении уволиться, в филиал приехала комиссия по комплексной проверке. Членами комиссии отмечены культура, порядок и слаженность работы всех подразделений филиала. И тут учредители поняли – что они теряют…

Вместо процедуры закрытия филиала начались уговоры сохранить филиал. Сотрудникам и преподавателям – С. Тамазян, Н. Пойдиной, Л.  Арцыбашевой и др. - стали сулить большие оклады, но тщетно! Коллектив не обманешь пустыми посулами. Никто не захотел остаться на работе в АПУ. Комиссия изменила тактику. Миролюбивые сладкие речи превратились в агрессивные захватнические действия. Было объявлено: «Это все наше!». И начался рейдерский захват не только здания, но и всего имущества. Посланники головного вуза – Е. Ишбулдина, С. Водолаго, В. Потапенко, А. Шапсигов - весьма успешно действовали. В течение полутора месяцев переписывали на академию имущество колледжа и МВФ МОСА, ставя самолично новые номера, двое из них – А. Шапсигов, С. Водолаго - перекрывали входы в здание, создавали условия, невозможные для работы, срывали вывески, стенды, рекламные плакаты как колледжа, так и МОСА. Позже на расправу с непокорным директором Л. Лидак была вызвана подмога из Москвы – учредитель М. Пузанов и консультант С. Попов.

Сегодня в филиале назначен новый директор. Однако ни трудовые книжки сотрудникам, ни академические справки студентам по-прежнему не выдают. Директор систематически отсутствует на рабочем месте или ссылается на отсутствие полномочий. Академия выбрала тактику бездействия.

Следует согласиться с В.  Лезвиной: «Речь в первую очередь должна идти о студентах». А головной вуз, выбравший тактику бездействия, удерживает в филиале более трехсот студентов. Именно они находятся в состоянии неопределенности. Неужели все студенты должны пройти судебную процедуру, чтобы получить академические справки и продолжить обучение в других вузах?

Пострадавшие и потерпевшие

Кто пострадавший и потерпевший? Студенты и преподаватели. По нашему мнению, головной вуз возглавляют люди весьма далекие от образования. Вызывает уважение блестящая идея Ю. Пузанова учредить академию при Российском совете ветеранов внутренних дел и внутренних войск. Но, очевидно, он забывает о том, что педагогика высшей школы – это не диктат, а искусство, гуманизм, любовь к науке и человеку. Именно недальновидная политика учредителей привела к недоверию со стороны студентов и необходимости расстаться с академией. Полагаем, он забыл и о том, что образование не может и не должно приносить прибыль. Его главная миссия – укрепление кадрового потенциала России.

И последнее. Журналист В. Лезвина вскрыла важную проблему высшей школы, проблему филиалов, их развития, процветания или увядания. Социальная ситуация такова, что филиалы есть, были и будут. А вот забота о них – это дело головных вузов. И местные власти, давая разрешение на лицензирование, должны понимать, кто пришел с высокой миссией воспитывать специалистов, а кто только с желанием получать доход в регионах.

P.S. На календаре конец декабря. Что изменилось? После решения суда по иску Ю. Говенко бывшим преподавателям и сотрудникам филиала Академии права и управления выдали трудовые книжки. В отношении 99 студентов вынесены решения суда об удовлетворении их исков. В производстве Минераловодского городского суда находятся дела по искам еще 53 студентов. Руководством Академии права и управления выдано студентам 66 академических справок. А студентов, выразивших желание перейти в другие вузы, более трехсот. 

Л. АРЦЫБАШЕВА, Л. ЛИДАК, С. ТАМАЗЯН. Бывшие сотрудники Минераловодского филиала
«Минводские каникулы: другая интерпретация»
Газета «Ставропольская правда»
29 декабря 2010 года