Моя земная заступница

(Стихотворение в прозе)

На тумбочке стоит фотография. Весна 1943 года, мне полтора годика. Исподлобья, испугавшись страшного глаза фотоаппарата, смотрю в объектив и медленно пячусь назад. Мама, исхудавшая и почерневшая от горя и переживаний оккупации, присела с краю скамейки, придерживая меня рукой, словно птица крылом своего птенчика: «Не бойся, дочка, я тут, рядом». Заступница ты моя земная! Когда падали бомбы на станцию, а казалось, на наш маленький домишко, ты не пряталась в окоп, потому что я занималась там криком. Ты ложилась на кровать и накрывала меня своим телом.

Когда немцы вошли в город, ушла, спасаясь, к знакомым! Но я плакала в голос и не хотела засыпать в чужом доме. И тогда ты ночью пошла через все немецкие посты. Патрули останавливали тебя: «Хальт!». Ни жива ни мертва от страха, показывала ты меня немцу. «Кляйне киндер, больна», - как могла, объясняла ты. И тот пропускал тебя: «Матка, шнель!»

Голодные месяцы оккупации. Последний кусок хлеба отдавала ты мне, а сама вот уже три дня ничего не ела. И вдруг ветер принес к твоим ногам немецкую марку, на которую на привокзальном базарчике ты купила кукурузную лепешку и кусочек жмыха. «Не иначе Небесная Заступница помогла», - рассказывала мне.

Смотрю на фотографию и часто, как в детстве, молю: защити и помоги, мама, моя Земная Заступница.

Листок из школьной тетради

Август 1942 года. Пахнет спелыми яблоками. А над городом словно туча черная. Это фашисты пришли в город. Чужая, незнакомая речь, лающие голоса. Везде объявления: за неповиновение — расстрел. Притаились жители, перестали даже за водой выходить на улицу. Оккупантам этого и надо. Лучший помощник врага — страх. Боятся — значит, победил немецкий порядок - «орднунг».

Но вдруг рядом с немецкими объявлениями стали появляться листки из школьной тетрадки. Написано на них крупными печатными буквами: «Бейте врагов и предателей. Смерть немецким оккупантам!»

«Партизанен, партизанен», - закричал немецкий комендант и приказал полицаям поймать партизан. А это были не партизаны, а мальчишки и девчонки. Ночью при свете коптилки писали в школьной тетрадке свои листовки, а на рассвете расклеивали их на водонапорной башне, на стенах домов, разбрасывали на рынке.

В здании ФЗО остановилась команда «Эдельвейс». Они готовились к походу через Кавказский хребет. Ночью в здание влез Толя Силин и поджег их лыжи. А по радио сообщили, что это были партизаны.

Так встречали непрошеных гостей в нашем городе. А через пять месяцев они бежали, не успев захватить награбленное.

Мост

…Жила в нашем городе девочка Лида. Была она худенькая, робкая, стеснительная. В город пришли немцы. Двое поселились в их доме. Один из них решил угостить Лиду шоколадкой, но она, глядя ему в глаза, раздельно сказала: «Не хо-чу!» Оскорбленный, немец стал кричать, ругаться. Отец увел девочку подальше от греха.

Когда немцев выгнали из города, Лида пошла учиться в ФЗО. И вот уже в составе военного отряда она идет вслед за армией, восстанавливает железные дороги. Мост через большую реку был взорван немцами. Нужно было его восстановить во что бы то ни стало. Девочки целыми днями таскали шпалы, укладывали их на железнодорожное полотно. Ныли плечи, болели руки. Через каждый час был маленький перерыв. Девчата падали на землю от усталости.

Но мост был построен вовремя.

Плача от счастья, провожали они первый поезд. Все ближе и ближе был День Победы!

Кусочек хлеба

Девять месяцев оставалось до конца войны. Страна напрягала все силы, чтобы разбить фашистов. Но 1 сентября дети, как всегда, пошли в школу. Тетрадей почти не было, писали даже на старых газетах.

Все ученики носили с собой в матерчатых мешочках чернильницы. Зимой в школе было так холодно, что чернила замерзали. Сидит ученик и маленькими холодными ладошками отогревает свою чернильницу, дышит в нее. «Ты почему не пишешь?» - спрашивает учительница. «А у меня чернила замерзли», - отвечает ученик.

Прозвенел звонок, и учительница пошла получать буханку хлеба на класс. Затем разрезала ее на кусочки и тонким слоем намазала яблочным повидлом, разложила перед каждым кусочек хлеба.

«Пока не трогайте, занимайтесь, - строго сказала она, - вот решите примеры, тогда и съедите свой кусочек хлеба».

А кусочек был такой славный, такой пахучий! Примеры никак не решались, кляксы так и расплывались в тетради. И тогда учительница сжалилась: «Ешьте...».

Платочек

Осенью 1944 г. поступила в школу ФЗО девочка Маша Филатова. Пришла она с ребятами из села Высоцкого босиком, обуви не было. В школе выдали ботинки, форменное платье. И стала учиться Маша на дежурного по станции. Кормили в рабочей столовой. И лучше всяких конфет была горбушка хлеба. Если собрать несколько горбушек, можно продать. Очень хотелось Маше купить красивый платочек, украсить свою форму.

И вот на барахолке (так назывался вещевой рынок у вокзала) она обменяла две горбушки на синий платочек, вложила его в кармашек платья и почувствовала себя счастливой. Но на вокзале к ней подбежал мальчик-беспризорник и выхватил платочек. Заплакала Маша. Но через две недели у нее на груди снова красовался платочек. С ним она и сфотографировалась в День Победы!

Минеральные Воды.

Инна ШКАРУПА
«Моя земная заступница»
Газета «Ставропольская правда»
28 декабря 2010 года