09:00, 11 декабря 2010 года

Как развивать восточные районы Ставропольского края

В сельхозпредприятиях восточных районов накопилось столько проблем, что требуется принятие отдельного решения правительства Ставропольского края по государственной поддержке. Речь идет о засушливой почвенно-климатической зоне, в которую входят Арзгирсий, Левокумский, Нефтекумский, Степновский, частично Апанасенковский, Курский и Туркменский районы.

В восточных районах проживает всего девять процентов населения Ставрополья, зато в сельскохозяйственном производстве занято 16 процентов от всех работающих в отрасли, и зарплата, между прочим, на четверть ниже среднекраевой. Остается только удивляться и восхищаться мужеством людей, выживающих в таких условиях и вносящих свой вклад в развитие экономики края. К сожалению, за последние два-три года, которые выдались очень засушливыми, в этих районах сократилось производство валовой продукции, чуть ли не вдвое вырос список убыточных хозяйств.

С подробным анализом дел на заседании выступил первый заместитель министра Александр Мартычев – ему, как человеку, почти всю жизнь проработавшему в восточной зоне края, проблемы эти знакомы не понаслышке. Он считает, что накопившиеся проблемы в лучшем случае консервируют, но чаще приводят сельскохозяйственное производство к деградации. Это, в свою очередь, ведет к серьезным социальным и демографическим проблемам – оттоку коренного населения, имеющего трудовые традиции и навыки ведения сельского хозяйства.

Восточные районы края исконно животноводческие, на протяжении десятков лет люди занимались здесь овцеводством, молочным и мясным скотоводством. В последние годы мясное скотоводство вытеснило молочное: без кормов молока высокого качества не получишь. Восстановление орошаемого земледелия в объемах докризисного периода – это главная задача как муниципальных восточных районов, так и минсельхоза края.

Несмотря на очевидные трудности кризисного периода, мясное скотоводство и овцеводство остается основной составляющей сельского хозяйства в восточной части края, и именно оно призвано решать социально-экономические проблемы населения. Здесь содержится около 35 процентов поголовья крупного рогатого скота и более 70 процентов овец, разводимых в Ставропольском крае. При убыточном производстве шерсти в восточных районах по-прежнему в основном содержатся овцы тонкорунных пород. В 2009 году рентабельность производства шерсти без учета дотаций колебалась от минус 89 процентов в Степновском районе до минус 34 в Нефтекумском, а рентабельность производства баранины – от минус 24 процентов в Туркменском районе до плюс восьми в Нефтекумском.

Опыт повышения доходности овцеводства в крае уже имеется. Сегодня необходимо предложить рынку молодую баранину, имеющую высокую цену и востребованность. Для этого требуется целенаправленная работа по выращиванию скороспелых пород, продвижению племпродукции, внедрению высокопродуктивных сенокосов и пастбищ.

Племенные хозяйства по разведению овец имеют весьма значительную «подушку» финансовой безопасности подотрасли в форме государственной поддержки. Племенная продукция позволит в обозримом будущем окупить затраты и обеспечить расширенное воспроизводство. Хотя резерв в выручке от возможных поставок молодой баранины есть у всех племенных хозяйств.

Производство мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях восточных районов края также убыточно. Уровень рентабельности в 2009 году без учета дотаций составил от минус 66 процентов в Степновском районе до минус трех в Нефтекумском. Ограниченный спрос на племенную продукцию, фактическое отсутствие предложений по реализации молодой говядины, высокие затраты на содержание коров привели к столь печальным финансовым результатам.

В сегодняшней ситуации главное - не пройти точку невозврата. Теряется продуктивность пастбищ, орошение в кризисе, комплексы разрушены, с кадрами проблема, нет мотивации труда. В этой ситуации минсельхоз края предлагает концептуальный подход по стимулированию развития под-отрасли животноводства путем субсидирования содержания маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и овец хозяйствующих субъектов всех форм собственности с предельной численностью коров не менее 120 голов и овцематок не менее 4000 голов.

Сейчас засушливые восточные районы выживают в основном за счет зернопроизводства. Озимая пшеница занимает до 90 процентов посевной площади, при этом использование повторных посевов пшеницы приводит к дополнительным затратам на ее производство. Одновременно ухудшается фитосанитарная обстановка, снижается плодородие земель. Не занимают должного места в сево-обороте горчица, кормовые культуры, очень слабо развивается овощеводство – хотя с учетом востребованности овощей, их высокой рентабельности этой отрасли нужно бы придать приоритетный характер развития. В этих целях минсельхоз края готов предложить серьезные меры государственной поддержки, например, возмещение части затрат по реконструкции мелиоративных систем, приобретению оборудования, органических удобрений, мелиорантов и т. д.

Не секрет, что техническая оснащенность сельскохозяйственных организаций за по­следние пять лет значительно снизилась. Это следствие слабой доходности сельхозпроизводства. Существующий машинно-тракторный парк выработал нормативный срок эксплуатации более чем на 80 процентов, а по отдельным группам машин этот показатель еще выше. При этом ежегодное обновление парка составляет около пяти процентов – это в два раза меньше норматива. Поэтому сегодня невозможно выполнение необходимых технологических операций при проведении сельскохозяйственных работ в полном объеме и в оптимальные агротехнические сроки. Предлагаемая мера стимулирования в виде возмещения значительной части стоимости технических средств позволит поправить ситуацию в этом направлении.

Руководство минсельхоза края не устает повторять, как велика в развитии села роль малых форм хозяйствования – личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Они имеют большой потенциал в увеличении товарного производства сельскохозяйственной продукции, но самое главное – обеспечивают занятость населения, а значит, являются фактором социальной стабильности на селе. Речь идет о десятках тысяч человек. На сегодняшний день личное подсобное хозяйство – это затратное, низкотехнологичное производство. Как правило, при реализации продукции хозяйничает посредник, обижая крестьян, создавая проблемы ветеринарной службе и не принося никакой пользы муниципалитету.

По мнению министерства сельского хозяйства края, ввиду экономической и социальной значимости этого сектора экономики возникает необходимость его регулирования. Государственной программой развития сельского хозяйства предусмотрено создание кооперативов различной направленности. Сегодня нужно проводить работу по объединению крупных, средних, мелких товаропроизводителей с целью создания кластеров, холдингов - тогда легче будет внедрять передовые технологии. Кооперативы помогут исключить посредников из всей цепочки снабжения, переработки, реализации, инвестирования в будущее производство. Самыми большими проблемами сейчас являются заготовка и первичная переработка молока, мяса, подработка и хранение зерна. Именно в эти сферы и необходимо привлечение бизнеса.

Участники заседания коллегии в Арзгире получили возможность высказать свое мнение инициаторам проекта. Глава администрации Степновского муниципального района Алексей Семенюк считает, что правительство края делает очень важные шаги по поддержке и развитию сельского хозяйства. По его словам, в селах, где нет сельхозпредприятий, уровень безработицы критический, а мелкие фермерские хозяйства, как правило, не имеют возможности хранить выращенный урожай – нет собственных складов, а потому вынуждены продавать его с корня по минимальным ценам.

Твердо убежден в том, что просто необходимо поддержать восточные районы, председатель комитета по аграрным вопросам и продовольствию Госдумы края СК Александр Шиянов. Беда, когда ни один выпускник не остается в колхозе, когда, кроме китайцев и корейцев, некому работать в русском селе. Наверное, можно понять родителей, благословляющих детей после института остаться в городе, но, решив проблему одной семьи, мы бросаем на произвол судьбу целого региона. К сожалению, «за державу обидно» становится лишь одиночкам-патриотам, таким как председатель степновского колхоза-племзавода «Восток» Петр Лобанов – он единственный в районе сохранил племенное ядро овцы, остальные хозяйства пошли по пути наименьшего сопротивления и занимаются исключительно растениеводством.

Многие аграрии считают, что более справедливо было бы выделять государственную поддержку на гектар сельхозугодий - тогда крестьяне сами бы решали, как более эффективно использовать средства. Впрочем, пока формируется программа, могут быть учтены многие пожелания, наработки, идеи, чтобы извлечь из них рациональное зерно.

Неоднократно на заседании коллегии звучали тревожные нотки, когда речь заходила о кадрах. Эта тема особенно волнует руководителей восточного региона. Глава Арзгирского района Анатолий Кострицкий говорит:

- За счет колхозов в советские времена были построены дороги, детские сады, проведены вода, газ. Потом все эти объекты мы передали на баланс государству. Наверное, будет справедливо, если оно теперь как-то компенсирует эти затраты созданием нормальных условий для крестьян.

Возглавляемое А. Кострицким сельхозпредприятие «Рассвет» – не самое бедное, оно успешно развивается и даже строит для своих людей жилье. Только домики стоят пустые, сетует руководитель, потому что, получив диплом, молодые люди стараются осесть в городе, не видя в селе никакой перспективы для себя.

А в селе Родниковском Арзгирского района молодежь такую перспективу увидела и уже оценила: на зависть всей округе здесь построен спортзал – в рамках программы поддержки местных инициатив этому поспособствовал Всемирный банк на условиях софинансирования с местной администрацией. Теперь не кафе, а спортивные секции стали самым популярным местом встречи односельчан: футбол, волейбол, теннис, фитнес – занятия на любой вкус.

Главный экономист колхоза-племзавода «Путь Ленина» Апанасенковского района Валентин Гладков поделился своими размышлениями. Он работает в самом крупном хозяйстве Приманычья, где в год получают свыше 50 тысяч тонн зерна, 500 тонн мяса и работают более 600 человек. При всем желании хозяйство не может заниматься откормом животных – делом, безусловно, прибыльным, но хлопотным. Вся беда в том, что загублено орошаемое земледелие. Но даже если хозяйство и решится на колоссальные расходы, реконструирует инженерные сети, все равно они вряд ли окупятся, потому что расценки за электроэнергию поистине грабительские. Можно ли считать нормальным, если себестоимость тонны сена приближается к тонне зернофуража? Экономист считает: пусть расходы на электроэнергию будут нулевыми, тогда крестьяне подумают о возвращении орошения.

По мнению начальника управления сельского хозяйства и окружающей среды администрации Нефтекумского муниципального района Мулидали Джуманьязова, крестьяне нуждаются в долгосрочных целевых кредитах с отсрочкой платежа хотя бы на два года. Взять кредит сейчас можно, но на каких условиях: его нужно обеспечить двойным, а то и тройным залогом!

Развитие сельскохозяйственного производства восточных районов края должно стать средством против бедности населения этих территорий, а также фактором, способствующим сохранению социальной стабильности. По словам министра сельского хозяйства Александра Манакова, у будущей программы примерно одинаковое количество сторонников и противников. И у тех, и у других есть время и возможность до 1 февраля следующего года повлиять на принятие программы к рассмотрению на уровне краевого правительства, и тогда она может заработать уже с 2012 года.

«Как развивать восток края»
Газета «Ставропольская правда»
11 декабря 2010 года