08:08, 8 декабря 2010 года

Падение нравов в обществе может привести к многочисленным бедам

«…На мой взгляд, – пишет Владимир Гончаров, потомственный хлебороб из Спицевки, – затеяв эту дискуссию, «Ставрополка» прибавила в весе. Народный дискуссионный клуб на кухне, «из которой все мы вышли», – тут есть о чем подумать и поговорить. В материале приводятся слова мыслителя XVI века Федора Карпова: «Терпение к несправедливости в общественной жизни разрушает идею государства. В бесконечном терпении — верный путь к его гибели»… Что ж, на дворе ХХI век. Несправедливость в нашей матушке-России достигла, как и коррупция, невиданных размеров, а государство целехонько, и российский народ можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса как народ, который может терпеть вечно! В чем же причина? А просто, друзья, у нас народ великий и мудрый, и ему не нужна гражданская война. В конце концов наш многострадальный народ понимает, что все мы – и власть (исполнительная, законодательная, судебная), и СМИ, и наш полубандитский бизнес, и «простые» люди – вынуждены плясать под дудку жестокого капиталистического строя. Вы хотите наполненные прилавки без очередей? Значит, придется чем-то поступиться. А в случае, не дай бог, заварухи наш неглупый народ понимает, что страданий прибавится только ему. А их и так хватает. Потому и молчим «в тряпочку», – «лишь бы не было войны». Страх перед ней сидит в генах и передается потомственно… Да и восстановление церквей — все для смирения, чтобы нести свой крест безропотно…».

Никак не мог пройти мимо объявленной дискуссии под не случайным заголовком «Безмолвствуем?!», – сообщает в своем письме другой автор, Дмитрий Красненков из Ставрополя. Понравилось, что затронуто несколько серьезных тем, начиная с Григория Перельмана и кончая такими вопросами, как особый тип политической культуры на Руси… Из дискуссии следует, что если экономика бесстыдна и безнравственна, то и политика неизбежно будет безнравственной. Вот почему русский философ XVI века Иван Пересветов уверял, что «правда на Руси выше веры». Она и теперь выше. И все-таки непонятно: если Правда и Справедливость для нас так много значат, что же мы безмолвствуем? Миллиардер Прохоров уже требует 12-часовой рабочий день. А то, что произошло у наших соседей в станице Кущевской… Это же настоящий оккупационный режим. При немцах даже дети сопротивлялись, писали листовки, расклеивали их по ночам… Вот я со своим другом – соседом Андреем Сергеевичем – и подискутировал на эту тему на кухне. Мы даже почитали на пару хороший учебник 2007 года «История России» – авторы Мунчаев и Устинов. И открылась уже малость подзабытая картина. Я бы сказал, что народ у нас, скорее, не терпеливый, а выносливый, и хотя восстаний было достаточно, но люди понимают, что слишком частые перемены ведут к худшему. Почему захлебнулась революция 1905 года? А революция 1917 года оказалась победной? Потому что к этому времени неправедная сила пошла на убыль. И народ это, как зверь, почуял. И сейчас народ ведет себя как опытный боксер, который дает противнику истратить силы. Не народ заварил эту кашу с новым устройством страны, не нам ее и расхлебывать. Свое люди высказали на референдуме по сохранению Союза.

И еще мы вычитали интересную мысль. Во все времена на Руси падение нравов вызывало многочисленные беды, вплоть до утраты независимости страны. С изменениями нравственности общества связаны периоды его благополучия и упадка. Из такой позиции выросла оригинальная русская историософия «теория казней Божиих». Кара Господа за грехи человечества исторически обусловлена и неизбежна. Теория на века определила не только понимание русской истории, но и истории человечества. Я, признаюсь, неверующий, но, видя, что творится в мире и как на наших глазах происходит эта «кара», я начинаю понимать, что означают слова «правда выше веры»… Спасибо за предоставленную газетой возможность думать о нашей истории и надеяться на лучшие времена…».

«Вера и правда»
Газета «Ставропольская правда»
8 декабря 2010 года