Деятельность государственной власти Ставрополья, направленная на реализацию мер по организации занятости населения, безусловно, востребована молодежью края, особенно когда возникает вопрос о трудоустройстве.

Круглый стол «Программа модернизации профессионального образования в соответствии с социально-экономическим развитием Ставропольского края»

Круглый стол «Программа модернизации профессионального образования в соответствии с социально-экономическим развитием Ставропольского края»

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

М. АЛИШЕВ

М. АЛИШЕВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Василий Лямин

Василий Лямин

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

И. Переверзева

И. Переверзева

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В этой связи трудно переоценить значимость системы среднего и начального профессионального образования, которая сегодня решает две важнейшие задачи: экономическую, готовя квалифицированных специалистов и рабочих для всех отраслей экономики и производства края, и социальную – ибо получение профессионального образования молодыми людьми, 70 процентов которых дети из неполных и малообеспеченных семей, является гарантией их социальной защиты.

Важным моментом развития системы начального и среднего профессионального образования Ставропольского края является нацеленность на решение противоречий между сложившейся практикой подготовки рабочих и специалистов и новыми запросами государственного и частного секторов экономики, потребностями населения в занятости и потребностями предприятий в квалифицированных кадрах новых специальностей. Решить эти проблемы без социального партнерства между системой профессионального образования и «заказчиком» сегодня не представляется возможным.

Данным вопросам был посвящен состоявшийся в министерстве образования СК круглый стол «Программа модернизации профессионального образования в соответствии с социально-экономическим развитием Ставропольского края». Вел его первый заместитель министра образования края В. Лямин, среди участников были представители деловых кругов Ставрополья, руководители фирм и предприятий, директора учреждений системы профессионального образования.

Открывая мероприятие, В. Лямин обозначил темы обсуждения. Это модернизация системы высшего и среднего профессионального образования в крае, взаимосвязи профобучения и малого бизнеса, новые возможности для подготовки кадров, вопросы оценки качества профессионального образования, частно-государственное партнерство и т.д. Наша цель, сказал В. Лямин, подготовить конкурентоспособного и востребованного специалиста, а это означает, что профессиональное образование должно быть сориентировано на нужды и перспективы регионального производства. Он привел цифры: в 2009 г. не были трудоустроены по специальности 13 процентов выпускников, в 2010-м – 8,2 процента. Налицо положительная динамика. Тем не менее в этих процентах не только судьбы молодых специалистов, но и неэффективное расходование средств на их обучение. При этом больше всего не нашедших для себя работы соответственно диплому среди выпускников вузов. В то же время студенты высших учебных заведений составляют 70 процентов обучающихся в системе профобразования. Речь о подобных перекосах шла на заседании Госсовета в августе 2010 г.

Нужно, чтобы бизнес-сообщество участвовало в прогнозировании подготовки кадров, в частности по рабочим специальностям, подчеркнул заместитель министра. Кто будет востребован рынком труда? Какими компетенциями должен обладать специалист? Какова динамика развития производства? Не зная этого хотя бы в общих чертах, учебное заведение не может поспеть за переменами в экономике региона. Однако на сегодняшний день рынок и его субъекты вне формирования заказа на подготовку специалистов. Вот и получается, что система профессионального образования – сама себе заказчик и сама исполнитель заказа.

Поднятая В. Ляминым тема необходимости социального партнерства между сферами образования и труда была поддержана участниками круглого стола.

Так, директор Невинномысского агротехнического колледжа И. Переверзева отметила, что на качестве подготовки специалистов сказываются и быстро устаревающая материально-техническая база учебного заведения, и постоянно меняющийся запрос работодателей в отношении компетенций выпускника. Не всегда удается договориться с работодателем и о прохождении студентами колледжа полноценной практики на предприятии, поскольку далеко не каждый руководитель готов доверить им дорогостоящее оборудование. И. Переверзева предложила создавать сообщества работодателей и учреждений профессионального образования, которые будут совместно решать актуальные задачи.

Важные вопросы поднял заместитель директора Георгиевского регионального колледжа «Интеграл» М. Алишев. Колледж стал победителем приоритетного национального проекта «Образование», благодаря чему оснащен современным оборудованием, на его базе открыт Ресурсный центр. Однако расчет готовить на модернизированной базе специалистов по металлообработке для георгиевского завода «Арзил» пока не оправдывает себя, ибо предприятие оказалось на грани банкротства и сейчас, с приходом нового инвестора, только возрождается. Колледж столкнулся с ситуацией, когда делать долгосрочный прогноз практически невозможно. Сказал М. Алишев и о другой проблеме – педагогических кадров. Учебное заведение затрачивает средства для подготовки мастеров и преподавателей, способных работать с современной техникой, на станках с числовым программным оборудованием, но их тут же сманивают предприятия, где заработная плата в 4-5 раз выше, чем в «Интеграле». (Забегая вперед скажем, что выступление М. Алишева не прошло незамеченным. Возможностью готовить в Георгиевском колледже современные кадры для разных отраслей экономики заинтересовались некоторые из присутствовавших на круглом столе руководителей предприятий, в частности ставропольских).

Продолжил дискуссию председатель строительного кооператива ПСЖ «Дружба» С. Долженко. Он говорил о позиции бизнеса, который, по его мнению, должен вкладывать средства в будущего работника, когда тот еще сидит на школьной скамье. Нужно выделять и поощрять толковых ребят, когда они только учатся в колледже, институте. Он привел пример из своей обычной практики. Недавно побывал на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства учащихся НПО, заметил там талантливого паренька из Ставропольского края и тут же предложил ему после окончания учебы работу в своей фирме, жилье, возможность хорошо зарабатывать и повышать квалификацию. Сейчас, сказал С. Долженко, я готовлю для себя работников сам, потому что учреждения НПО и СПО не успевают за быстро развивающейся строительной отраслью. По словам руководителя ПСЖ «Дружба», он готов выделить помещение у себя на предприятии, чтобы ребята из колледжа или техникума обучались там практическим навыкам современного строительного производства. С. Долженко пригласил директоров учреждений профессионального образования приехать в его фирму для знакомства с новейшими технологиями, организацией производственного процесса. Говорил он и о своих требованиях «частника» к будущему работнику. Это кроме хороших знаний и навыков еще и трудолюбие, полная самоотдача, владение деловым этикетом. Пока таких ребят немного…

Генеральный директор регионального объединения работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов» Г. Сумкин отметил, что процесс возникновения социального партнерства работодателей с учреждениями профессионального образования идет достаточно сложно. Необходимо выработать определенный алгоритм этого взаимодействия, позволяющий реализовать заказ работодателей на высококлассного специалиста при активном участии самого работодателя в данном процессе. Кроме того, необходимы налоговые льготы от государства тем предпринимателям, которые активно включились в процесс подготовки специалистов.

В обсуждении приняли участие также руководитель центра управления качеством образования Ставропольского государственного аграрного университета Е. Хохлова, директор Ставропольского строительного техникума Л. Михайлова, проректор Невинномысского государственного гуманитарно-технического института И. Минайло, представитель ООО «КНАУФ» Маркетинг Краснодар» В. Страхов, помощник гендиректора ОАО «Ставропольский радиозавод «Сигнал» И. Колесник и другие.

В завершение круглого стола были приняты рекомендации ко всем участникам подготовки будущего специалиста. Так, министерству образования СК рекомендовано в кратчайшие сроки доработать подпрограмму «Развитие начального и среднего профессионального образования в Ставропольском крае на 2011-2012 годы» краевой целевой программы развития образования. Учреждениям профессионального образования края необходимо разработать в каждом образовательном учреждении план реализации федеральных государственных образовательных стандартов (прежде всего в части профессиональных модулей); обеспечить повышение квалификации инженерно-педагогических кадров в соответствии с современными требованиями реальной экономики региона, а также направлять средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на приведение материально-технической базы в соответствие со стандартами.

Объединениям работодателей рекомендовано активнее участвовать в разработке и реализации современных образовательных программ по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда края, а также в организации практик и стажировок студентов и трудоустройства выпускников на предприятиях и фирмах, используя при этом передовой международный опыт.

Л. ЛАРИОНОВА