В рамках Стратегии экономического и социального развития Ставрополья до 2020 года краевым комитетом по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию ведется масштабная работа по достижению уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания, достаточного для полного самообеспечения населения края с последующим выходом на рынки других регионов. Первостепенное значение придается при этом организации торговой деятельности на территории края. 

Покупай ставропольское! Продукция производителей Ставропольского края

Покупай ставропольское! Продукция производителей Ставропольского края

© Фото: из архива газеты «СП»

Колбасы. Продукция производителей Ставропольского края

Колбасы. Продукция производителей Ставропольского края

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Мясо птицы. Продукция производителей Ставропольского края

Мясо птицы. Продукция производителей Ставропольского края

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Мясо. Продукция производителей Ставропольского края

Мясо. Продукция производителей Ставропольского края

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Молочные продукты. Продукция производителей Ставропольского края

Молочные продукты. Продукция производителей Ставропольского края

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Хлеб. Продукция производителей Ставропольского края

Хлеб. Продукция производителей Ставропольского края

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Засолки ставропольского производства

Засолки ставропольского производства

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

На первом месте - социальные программы 

По темпам роста товарооборота Ставрополье находится на 12 месте в стране. За десять месяцев этого года он составил 216,8 млрд рублей, или 111,2 процента к аналогичному периоду минувшего года. По данным Ставропольстата, в прошлом году от организаций оптовой и розничной торговли в бюджеты всех уровней поступило более 12% всех налоговых платежей. Стоит заметить, что в крае около 17 тысяч предприятий розничной торговли, в которых заняты более 190 тысяч человек. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, занимает 47 процентов, непродовольственных товаров – 53.

Потребительский рынок в крае активно развивается, строятся крупные магазины, развлекательные центры, уютные кафе. Доля прибыльных предприятий – более 75 процентов. Региональная торговая сеть представлена 33 сетевыми и 45 федеральными компаниями, это около семисот учреждений торговли. Кроме того, в крае работают около 1500 магазинов фирменной торговой сети.

Большое внимание комитет уделяет социальным программам. В частности, организована продажа продовольственных товаров первой необходимости для льготных категорий и социально незащищенных слоев населения. В городах и районах работают 9 таких социальных магазинов и 42 отдела, где обслуживается около 60 тысяч человек. Планируется создание электронных социальных карт.

К примеру, в Пятигорске в рамках муниципальной программы «Социальная карта» администрация города-курорта заключила соглашения с 32 предприятиями, цель которых – оказание помощи социально незащищенным категориям населения. Это реализация промышленных и продовольственных товаров, лекарственных препаратов и медикаментов, выполнение различных работ и оказание услуг с предоставлением скидок. На товары – от семи процентов, на лекарства и медикаменты – от десяти, на услуги общественного питания и парикмахерских – от 50, на ремонт обуви – от 30 процентов. Как полагают в краевом комитете по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, другим городам и районам края следует перенять пятигорский опыт работы.

Ярмарки на радость покупателям 

В рамках среднесрочного Плана развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2012 года предусмотрена организация розничных рынков. Сегодня уже действует около ста таких точек почти на 40 тысяч торговых мест, в том числе 62 универсальных рынка, 34 специализированных (13 непродовольственных, 6 по реализации продовольственных товаров, 13 сельскохозяйственных). Для обеспечения жителей края продукцией местных сельхозпроизводителей на универсальных рынках отведены специальные места для сельскохозяйственных предприятий, фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, занимающихся садоводством и огородничеством.

Большой популярностью у жителей края с недавних пор пользуются сельскохозяйственные ярмарки выходного дня, акции «Овощи к подъезду» – выездная торговля в микрорайонах городов. Только в Ставрополе работают 44 внутридомовые площадки по реализации овощей и фруктов. Привлекательность таких ярмарок в том, что продукты на них можно купить без наценок посредников – по более низким, чем обычно, ценам. В сельской местности, где отсутствуют розничные рынки, организованы и работают более ста ярмарок по реализации основных социально значимых товаров. За десять месяцев в городах и районах края проведено более 60 таких ярмарок.

Доля реализации продукции ставропольских производителей в торговых сетях края в общем объеме оборота составляет от 40 до 90 процентов. Комитет постоянно ищет пути более тесного взаимодействия краевых товаропроизводителей с торговлей. Так, в мае этого года проведена выставка-ярмарка «Пищевая индустрия Ставрополья», в которой приняли участие более 150 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, торговой сферы, руководители федеральных сетей «Магнит», «О’ КЕЙ», «МЕТРО Cash&Carry» и краевых – «Тройка», «Семья», представители потребительских обществ края, крупных торговых предприятий и другие.

Для оказания помощи организациям в продвижении продукции в торговые сети края, а также за его пределы комитетом организуются и проводятся выставочно-ярмарочные и презентационные мероприятия, а также заседания рабочей группы по оперативному решению вопросов, возникающих при поставке продовольственных ресурсов в торговые сети.

В фирменных - дешевле

В комплексе первоочередных социально-экономических задач, которые сегодня ставит правительство края перед комитетом, – повышение качества жизни населения края. Речь идет об удовлетворении потребительского спроса путем предложения достаточного количества разнообразных, безопасных и качественных товаров, производимых в крае.

– Для выполнения поставленных задач разработана и утверждена Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до 2020 года, – говорит председатель комитета Сергей Бондарев. – В числе приоритетов – обеспечение доступности потребительского рынка с учетом пропорционального развития в городских округах и районах края, создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции, формирование механизма социальных гарантий и регулирования цен в сфере социально значимых товаров и услуг. Еще одна важнейшая задача – обеспечение первоочередной доступности товаров местных производителей в торговых сетях края, в том числе с помощью собственной торговли и за счет повышения качества и расширения ассортимента, а также создания условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции (крестьянских) фермерских и личных подсобных хозяйств.

Помимо создания современных торговых центров идет активное развитие и фирменной реализационной сети. Сейчас в крае действуют около 1500 фирменных магазинов: например, ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» открыл 36 собственных торговых точек, ООО «Молоко» города Новоалександровска – 50, ЗАО «Прасковейское» – более 30 как на территории края, так и за его пределами, Пятигорский хлебокомбинат – 18, Георгиевский хлебокомбинат – 13, СХП «Югроспром» города Новоалександровска – 45. Фирменную торговлю налаживают и другие организации по производству пищевых продуктов. Это уже успели оценить многие жители края, ведь продукты от производителя можно купить дешевле, нежели у посредников. Это приоритетное направление маркетинговой политики будет активно продолжено и в ближайшее время.

Инвестиции - в логистику

Все знают, что чем больше посреднических звеньев проходит продукция, тем она дороже. Комитет проводит активную работу по сокращению витков продвижения продукции в розничную сеть. Речь идет об открытии оптовых логистических центров, осуществляющих поставку продуктов питания, в том числе муки и круп, макаронных и кондитерских изделий, масла растительного и консервированной продукции. Так, компания «Авенир» инвестировала 150 млн рублей на строительство складских помещений площадью 15 тысяч квадратных метров и оказывает логистические услуги по доставке продовольственной продукции в более чем пять тысяч торговых точек края.

В Ставропольском крайпотребсоюзе создан торгово-закупочный союз, ориентированный на работу с производителями края, организующий поставки в 38 кооперативных организаций. В качестве удачного примера продвижения собственной продукции на региональный и российский рынки можно назвать работу ООО «Агрофирма «Золотая Нива» Красногвардейского района, которая занимается выращиванием, хранением, сортировкой и упаковкой овощей. Ежегодная мощность проекта более 100 тысяч тонн. В прошлом году здесь переработано около 13 тысяч тонн выращенной и закупленной у сельхозпредприятий продукции. По прогнозам, в этом году на рынок будет поставлено более 30 тысяч тонн овощей, которые реализуются в Ставрополе, Невинномысске, городах Кавказских Минеральных Вод, а также отгружаются за пределы края.

С нынешнего года ООО «Пикассо» в городе Буденновске совместно с агрофирмой ООО «Кисловодское» выращивают картофель, лук, морковь, свеклу, а также занимаются специализированным их хранением. Здесь установлено оборудование ведущих мировых производителей для сортировки, мойки и упаковки овощей. Сегодня это современное, динамично развивающееся предприятие, поставляющее пакетированную овощную продукцию в торговые организации края и в другие регионы страны. Мощность фасовочной линии позволяет отгружать до 100 тонн овощей в сутки.

Кроме того, ведется строительство двух современных овощехранилищ суммарной мощностью десять тысяч тонн продукции на базе двух хозяйств – ООО «Агро» и крестьянского (фермерского) хозяйства П. Портнова Изобильненского района. Планируется закладка овощехранилищ мощностью по две тысячи тонн каждое в Благодарненском и Советском районах.

Сейчас прорабатывается вопрос о подготовке проекта по строительству в Ставрополе современного плодоовощного центра с прогрессивной технологией хранения фруктов и овощей в регулируемой атмосфере. Как пояснили в краевом комитете, он станет выгодным связующим звеном между производителями и торговыми сетями, располагая базами по хранению и переработке продукции краевых производителей, в том числе закупаемой у населения.

Ценовой и контрольный мониторинг

Одна из главных проблем на потребительском рынке края сегодня, как и в других субъектах Российской Федерации, – ценообразование на основные социально значимые продукты питания. Чтобы не допустить повышения цен на продукты питания первой необходимости, комитет совместно со Ставропольстатом, региональной тарифной комиссией и органами местного самоуправления проводит мониторинг цен, а также совещания с производителями и торговыми организациями.

По результатам проверок установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в части совершения согласованных действий, направленных на повышение цен на продукты питания. По данным фактам краевым управлением ФАС возбуждены дела в отношении ОАО «Мукомол» города Георгиевска и ОАО «Макфа» Челябинской области, а также ООО «Агрофирма «Село Ворошилова» и ООО «Пятигорский молочный комбинат».

Также комитет занимается лицензированием розничной продажи алкогольной продукции, медицинской и фармацевтической деятельности, сферы, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов. В этом году число таких проверок увеличилось на одну треть, выявлено 126 случаев нарушений лицензионных требований, или 45 процентов от общего количества проверок. Больше всего нарушений выявлено при розничной продаже алкогольной продукции – свыше 75 процентов и на фармацевтическом рынке – 41 процент. Проводимый комитетом комплекс контрольных мер позволяет защитить региональный рынок от фальсификации, насытить его качественной продукцией местных производителей.

Одна из стратегических задач ближайшего времени – развитие и совершенствование системы контроля качества и безопасности товаров и услуг.

– Назрела необходимость принятия более действенных и активных мер по пресечению реализации некачественной фальсифицированной продукции в крае, – подчеркивает Сергей Бондарев. – Перекрыть дорогу контрафактной продукции можно путем запрета ее ввоза на территорию Ставрополья. В краевом бюджете на следующий год предусмотрены определенные средства на решение этой проблемы. Однако ее решение возможно только при взаимодействии всех структур власти. Комитет разработал специальную краевую целевую программу «Обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения Ставропольского края на 2012-2014 годы».

В эти дни ведется активная работа по подготовке и проведению акции «Покупай ставропольское!», привлечению товаропроизводителей края к участию в ней. Разработаны торговый знак и баннеры краевой акции, которые в ближайшее время будут распространены в предприятиях торговли и населенных пунктах края. На прилавках большинства торговых сетей рядом с ценниками размещаются логотипы «Продукция производителей Ставропольского края». Теперь очередь за жителями нашего региона, которые не должны остаться в стороне от столь важной экономической акции и «проголосовать» рублем за понравившиеся продукты питания, поддержав тем самым предприятия ставропольской пищевой индустрии. 

Татьяна СЛИПЧЕНКО