Наведение порядка в сфере градостроительства является одной из ключевых задач органов государственной власти края, направленных на противодействие коррупции. В начале сентября Правительство РФ утвердило Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Ставропольскому краю в ней отводится одно из ведущих мест: из вошедших в Стратегию 106 проектов треть будет реализована на территории нашего региона.

Леонид Осинцев

Причем каждый четвертый проект Ставрополья – в числе приоритетных, то есть планируемых к реализации до 2014 года. В их числе масштабные разработки в сфере промышленности, АПК и транспорта. Но для того чтобы эти идеи получили свое воплощение в реальности, необходимо создать благоприятные условия для прихода инвесторов. И начинать нужно с наведения порядка в сфере градостроительства, чтобы исключить коррупционные схемы, применяемые некоторыми нечистыми на руку чиновниками. Любой серьезный инвестор, перед тем как вкладывать деньги в создание предприятия, развитие села, района или города, первым делом постарается изучить выбранную территорию со всех сторон, в т. ч. ее перспективы на будущее.

Ответы на многие вопросы как раз и должна дать градостроительная документация – полная, достоверная и доступная для каждого. О том, как обстоят дела в этой сфере на Ставрополье, корреспондент «СП» беседует с заместителем министра строительства и архитектуры СК – главным архитектором края Леонидом Осинцевым.

– Леонид Георгиевич, в минувшем году мы с вами уже общались на эту тему ( «Время почти вышло», «СП» от 24.10.2009 г.). Тогда серьезную обеспокоенность краевого минстроя вызывало то, что Ставрополье в целом и большинство его территорий не успевают в установленные сроки выполнить требования Градостроительного кодекса в части обеспечения соответствующей документацией. В качестве последней даты называлось 1 января 2010 года. После этого, предполагалось, «отстающие» просто не смогут выделять землю под строительство новых объектов, что, понятно, станет явным тормозом для экономики. Такая нерадужная перспектива грозила 60 процентам муниципальных образований края. Однако, как видим, земельного коллапса в регионе не произошло. С чем это связано и какова ситуация в сфере реализации градостроительного законодательства на Ставрополье сегодня?

– Прежде всего, конечно, обстановку разрядило решение федерального центра о продлении сроков реализации требований Градостроительного кодекса. Они отодвинулись до 1 января 2012 года. Но, разумеется, работники министерства строительства и архитектуры Ставропольского края не сидели сложа руки: разъясняли, убеждали, торопили власти на местах – чтобы они наконец зашевелились. На сегодняшний день, могу сказать, подвижки есть, и довольно серьезные. По данным Министерства регионального развития РФ, Ставропольский край сегодня находится на 16-м месте среди всех российских регионов по добросовестному исполнению градостроительного законодательства. Для сравнения: еще два года назад край занимал «почетное» место в шестом десятке.

Теперь конкретно о том, что было сделано за это время. Из глобального – отработана схема территориального планирования Ставропольского края. Она прошла согласование с соседними субъектами и федеральными органами исполнительной власти. Получено заключение от Минрегионразвития. Сегодня проект постановления об утверждении схемы находится на визировании в правительстве края, а сама она представлена на официальном сайте министерства строительства и архитектуры СК.

Помимо этого разработана схема территориального планирования Кавказских Минеральных Вод. Сейчас она проходит процедуру согласования, ее утверждения мы ожидаем в следующем году. Вместе с ней будет утверждаться и схема размещения объектов краевого значения. Она уже выполнена, идут уточнения. Выполнен первый этап схемы терпланирования Ставропольской агломерации, в которую входят Изобильненский, Труновский, частично Грачевский, Кочубеевский, Шпаковский районы, Ставрополь и Невинномысск. К концу года, думаю, мы отработаем ее полностью. Ведется работа над схемой территориального планирования туристско-рекреационного комплекса восточной зоны Ставрополья и туристско-рекреационного коридора на Кавказские Минеральные Воды. Ориентировочно она будет утверждена в 2011 году. Кроме того, на будущий год планируются к разработке проекты схем терпланирования для полюсов роста – Буденновска и Светлограда.

В этой связи добавлю, что с целью упорядочения строительства на территории края министерством создается система региональных нормативов градостроительного проектирования. Сейчас находятся на согласовании и до конца текущего года будут утверждены краевые нормативы градостроительного проектирования для селитебных, производственных и особо охраняемых территорий, а также зон сельскохозяйственного и специального назначения. В целом на уровне края подготовка градостроительной документации идет в нормальном темпе. Нас это устраивает. Тем более что впереди еще целый год.

– А какова обстановка в муниципальных образованиях?

– Здесь показатели тоже подтянулись. Судите сами. В 2008 году из 26 районов схемы территориального планирования имели всего два. Сегодня в работе 19 райпланировок, утверждены три. Если брать городские округа, генеральные планы утверждены в шести из восьми. Теперь о правилах застройки. Еще два года назад их имели только Ессентуки, которые по направлению градостроительства в крае являются бесспорным лидером. В настоящее время такие правила утверждены в четырех городских округах. По сельским поселениям ситуация следующая. Из 281 поселения работают над генпланами 186, еще 49 уже имеют такие документы. Правила застройки: в работе – 100, утверждено – 12.

– Обычно муниципалы ссылаются на нехватку денег на подготовку градостроительных документов. Неужели все в одночасье сумели решить эту проблему?

– Это направление действительно испытывало хроническое недофинансирование. Так, вплоть до 2009 года из краевого бюджета выделялось по шесть миллионов рублей в год на обеспечение реализации Градостроительного кодекса во всех муниципальных образованиях. Правда, потом ситуация стала постепенно выравниваться. В 2009-2010 годах эта сумма возросла до 25 миллионов рублей в год. А на будущий год на эти цели запланировано выделение из краевой казны 76 млн рублей. Да, серьезное увеличение, но даже эти суммы не покрывают реальной потребности в средствах, которые позволили бы полностью закрыть вопрос с градостроительной документацией на местах. По подсчетам специалистов нашего министерства, чтобы полностью его снять с повестки дня, необходимо «бросить» на это направление миллиард рублей. Но нужно исходить из реалий, поэтому мы постарались максимально снизить расходы. Рекомендовали сельским поселениям, имеющим нереализованные генеральные планы, просто продлить срок их действия. Это допускается законом. Ряд населенных пунктов так и поступил. Кроме того, Минрегионразвития РФ помогло нам с картографическим материалом. За счет этого удалось резко снизить потребность в средствах на реализацию градостроительного законодательства. Хотя, конечно, это меры по большей части временные.

Я всегда говорю: кто хочет решить проблему, тот ищет пути ее решения. Вот, к примеру, в Красногвардейском районе нашли способ изыскать средства на исполнение требований закона. Местная администрация заключила соглашения со всеми сельскими поселениями на своей территории, согласно которым те передают в райцентр полномочия в части подготовки градостроительной документации и за это систематически отчисляют небольшую сумму. Скажем, семь-восемь тысяч рублей в месяц. Для поселений это не так накладно, а в райцентр стекается уже серьезная сумма. На эти деньги администрация закупила технику, специальный программный продукт, привлекла кадры и спокойно работает. По тому же пути пошел и Новоалександровский район. Кто мешает остальным сделать то же самое?

А что касается средств, которые краевой бюджет готов в будущем году направить на покрытие территорий градостроительной документацией, наша задача – как можно эффективнее использовать их. Поэтому мы будем выходить на краевой минфин с просьбой как можно раньше начать выделение средств, чтобы уже начиная с весны не терять времени и заняться реальной работой. Дальше тянуть некуда.

– Леонид Георгиевич, насколько я понимаю, один из главных посылов градостроительных преобразований в том, чтобы вся документация на эту тему появилась наконец в открытом доступе...

– Да, для этого должны повсеместно внедряться системы информационного обеспечения градостроительной деятельности. Что представляет собой такая система? Это сведенная воедино полная информация о конкретной территории: существующая застройка, будущие отводы земельных участков под те или иные цели и т. д. Все это должно размещаться в Интернете в свободном доступе. Что этот даст? Прежде всего – прозрачность оборота земли. Потенциальный инвестор открывает сайт любого города или поселения и смотрит, можно ли здесь создать новое предприятие. Ему должна быть доступна информация о том, в каких районах имеются свободные площадки, подходящие под строительство данного объекта, какая этажность здесь допускается, какова плотность застройки и т. д.

Внедрение таких информационных систем исключит и еще одну наболевшую проблему наших городов. Это пресловутая точечная застройка, по поводу которой в министерство постоянно обращаются возмущенные жители городов. Мы прекрасно понимаем их, но решить проблему в корне можно будет только с полным раскрытием градостроительной деятельности муниципалитетов. На сегодняшний день ни одно из муниципальных образований края не имеет подобной системы. Хотя по закону заниматься этой работой местные власти должны были еще с 2006 года. Тем не менее и в этом вопросе наметились положительные сдвиги. В пяти из восьми городских округов уже ведется работа над созданием систем информационного обеспечения. Только Пятигорск почему-то прислал в министерство уведомление о том, что информ-обеспечением начнут заниматься не раньше 2015 года. На уровне муниципальных районов такая работа ведется в 15 территориях.

Понятно и то, что далеко не всем чиновникам это на руку. Отсюда и нежелание заниматься информобеспечением. Почему Краснодарский край выбирает инвесторов, а не заманивает их? Потому что земля у них выделяется открыто, через торги и аукционы. Тогда как у нас упорно практикуется выделение через акт выбора участка, при котором, во-первых, бюджет не получает ни копейки, во-вторых, очень много зависит от волеизъявления конкретного чиновника. Понравился ему инвестор – найдет для него участок, не понравился – откажет...

– Так, может быть, проволочки с внедрением систем информобеспечения градостроительной деятельности следует рассматривать как элемент коррумпированности местных администраций?

– Не хотелось бы бросаться голо-словными обвинениями в адрес местных властей, но есть много примеров, подтверждающих, что закрытость информации влечет за собой разного рода нарушения, подоплекой которых может быть и коррумпированность. Приведу лишь один из них: в одном из городов КМВ бизнесмен получил разрешение на строительство двух-этажного торгового центра. Но потом захотел увеличить этажность. За соответствующим разрешением обратился в местную администрацию, где ему отказали: мол, не положено в этом районе высотки строить. Возмущенный бизнесмен обратился с жалобой к нам в министерство. Мы провели проверку. Оказалось, можно здесь строить пятиэтажные здания. Нет никаких объективных препятствий. Только субъективные. Тем более что рядом возвышается 18-этажное строение, и никому из чиновников администрации оно «не мешает».

Беда в том, что министерство не имеет в своем арсенале реальных рычагов воздействия на тех, по чьей вине происходят подобные нарушения. Мы проводим проверки, по их итогам указываем замечания, даем срок на устранение недоработок. По истечении определенного времени смотрим, изменилось ли что-нибудь. Если перемен к лучшему не наблюдается, направляем материалы в прокуратуру. Но и это, к сожалению, не гарантирует, что виновные будут наказаны. Скажем, несколько лет назад мы проверяли градостроительную сферу Ставрополя. Число нарушений тогда исчислялось не сотнями, а тысячами. Подавляющее большинство из них до сих пор остаются неустраненными. Похожая ситуация, пусть и в меньших масштабах, по Пятигорску. А вот в Светлограде на замечания минстроя, напротив, чаще всего реагируют адекватно.

В этой связи нельзя не затронуть еще одну больную тему, которая также вытекает из закрытости информации. Это самовольное строительство. Таких объектов очень много. А как им не быть? Дело в том, что часть из них подконтрольны Госстройнадзору, в основном это крупные объекты, которые до получения разрешения на строительство обязаны проходить экспертизу. Но гораздо больше объектов, которые не подконтрольны нам, за ними обязаны следить муниципальные органы. Однако на сегодняшний день ни один из муниципалитетов края не принял документа о создании структуры, призванной контролировать эту сферу. По логике вещей, этим должны заниматься органы архитектуры на местах. Но тогда нужно пересматривать их штатное расписание. Ведь архитектор района физически не в состоянии в одиночку отслеживать и пресекать самострои на подведомственной территории.

Еще один показательный пример. В прошлом году первый заместитель председателя правительства Ставропольского края Ю.В. Белый провел совещание по поводу выявления самостроя. На нем всем главам местных администраций поручено ежеквартально представлять информацию о ситуации с самовольным строительством на своих территориях. Так вот, исправно выполняют это поручение Георгиевск, Невинномысск, Железноводск, Лермонтов, Благодарненский, Георгиевский, Ипатовский, Красногвардейский и Нефтекумский районы. А вот Буденновск, Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, Александровский, Арзгирский, Андроповский, Кочубеевский, Шпаковский, Петровский, Предгорный и другие районы упорно молчат по этому поводу. Видимо, у них самостроя нет. Ну нет – так и скажите. А получается, как правило, иначе: на участке, отведенном под индивидуальное жилое строительство, втихую возводится многоквартирный дом. И потом начинается кутерьма с покупателями, которые не могут надлежащим образом оформить собственность. Кто виноват – застройщик? Я считаю, что орган, который выдал разрешение на строительство и не проконтролировал его ход.

– Но ведь периодически в прессе появляются сообщения о сносе таких самовольных построек. Есть даже мнение, что это чересчур жесткое решение...

– Я еще раз приведу в пример Кубань. Там занялись решением проблемы самовольного строительства на несколько лет раньше, чем у нас. И в ходе одного из рейдов было выявлено около 400 самостроев. Из них снесли половину. Жестко? Наверное. Зато теперь – как бабушка отшептала. И на Ставрополье, чтобы навести порядок, нужны показательные примеры, подтверждающие серьезность намерений властей в борьбе с самовольным строительством. Очевидно, что таких примеров понадобится не один и не два... 

– И в завершение нашего разговора хотелось бы узнать, как в строительной отрасли Ставрополья обстоят дела с внедерением современных технологий?

Вопрос действительно очень актуальный. В конце этого года министерство строительства и архитектуры края планирует провести масштабное совещание с участием представителей органов местной власти и строительных компаний, которые уже возводят жилье с применением энергосберегающих технологий при поддержке Национального агентства развития малоэтажного и коттеджного строительства. А буквально на днях в Ессентуках состоялось совещание с главными архитекторами городов края по вопросу подбора площадок для такого строительства. В целом, я могу сказать, что внедрение современных технологий строительства на Ставрополье уже началось. Первые примеры тому имеются, в частности, в Минеральных Водах и Железноводске. Есть уверенность в том, что со следующего года в крае начнется активное строительство жилья, в том числе и экономкласса, по новым технологиям, и это станет одним из важных факторов социально-экономического развития региона. 

Наталия КОЛЕСНИКОВА