В последнее время в редакцию «СП» все чаще поступают вопросы, связанные с перспективами реализации 261-го Федерального закона – основного документа грядущей «энергетической» реформы ЖКХ. Попытаемся восполнить некоторые пробелы в этой области.

На вопросы корреспондента «СП» отвечает исполнительный директор НП «Саморегулируемая организация энергосбережения и энергоэффективности Северо-Кавказского федерального округа» А. Хлопонин.

– Андрей Стефанович, предполагается, что в результате энергорефомы через несколько лет не только каждый дом, но и каждая квартира будут оборудованы приборами учета электричества, воды, тепла и газа. Причем за счет собственника. Однако в последнее время на эту тему появляется все больше разных инсинуаций и «страшилок». Поэтому для начала предлагаю обозначить два аспекта. Первое: какие сроки государство отводит на полный переход страны к оплате коммунальных ресурсов по фактическому потреблению? И второе: что грозит тем, кто отстанет от этого «поезда»?

– Законом об энергосбережении установлены две даты. До 1 января 2011 года органы государственной власти, местного самоуправления и юридические лица обязаны оснастить приборами учета свои здания, потребляющие энергоресурсы. А в срок до 1 января 2012 года физические лица, управляющие компании, ТСЖ, дачные и садоводческие объединения (товарищества) должны перейти на оплату по фактическому объему потребления энергоресурсов. При этом многоквартирные дома должны быть оборудованы как коллективными счетчиками, так и индивидуальными. За невыполнение требований закона предусмотрены штрафы от пяти до 150 тысяч рублей. Однако, к сожалению, пока большая часть населения не готова адекватно воспринять эти нововведения. Поэтому не исключено, что сроки реализации Закона «Об энергосбережении» в части установки приборов учета будут корректироваться.

– Думаю, не открою вам секрета, если скажу, что многих смущает, а порой и возмущает цена вопроса. Сопоставима ли она с той экономией, которую, как нам обещают, мы получим, установив счетчики?

– После установки счетчиков потребитель начинает платить за газ, свет, воду и тепло, которые он реально использовал. Экономия здесь достигается за счет рационального регулирования объемов потребления энергоресурсов. Немаловажным является фактор окупаемости приборов учета. Так, установка коллективных теплосчетчиков окупается обычно в течение года, поквартирных – за полтора-три года. Срок окупаемости водомеров гораздо меньше – от трех месяцев до полугода – за счет того, что применяющийся норматив превышает рациональный расход. Здесь все зависит от состава семьи и времени пребывания в квартире. Например, если жители отсутствуют в течение всего дачного сезона, а платить приходится по нормативу, то можно представить себе размер экономии.

Дольше всего будут окупаться счетчики расхода газа. Для квартиры с централизованным отоплением этот период составляет три-четыре года. Причем установка счетчика оказывается в несколько раз дороже самого прибора учета. С другой стороны, нужно помнить, что реальный расход газа в многоквартирных домах примерно в два раза ниже утвержденного норматива, а цена на «голубое топливо» на внутреннем рынке растет.

– Тогда чем можно объяснить рвение, с которым ресурсоснабжающие организации взялись за установку счетчиков? Если рассуждать логически, оплата по фактическому потреблению им гораздо менее выгодна, чем расчет по нормативу, в который включены все возможные потери и расходы?

– Законом предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации предлагать потребителям установку приборов учета. Что они сейчас и делают. Если же абонент не отреагирует на эти предложения до 2012 года, поставщик ресурсов вправе принудительно установить счетчик, а затем взыскать с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки. Теперь касательно выгод ресурсоснабжающих организаций. Специфика их бизнеса в том, что издержки производства и услуги транспортировки ресурсов компенсируются тарифом. То есть в принципе поставщикам ресурсов оплата по фактическому потреблению и оплата по норме одинаково выгодны. Однако именно сложившаяся в настоящее время ситуация, когда часть потребителей платит по норме, а часть – по счетчикам, дестабилизирует деятельность таких предприятий. Отсюда – стремление как можно скорее оснастить приборами учета всех абонентов.

– И все же, согласитесь, одной только установкой счетчиков сделать изношенный жилищный фонд более «экономным» не получится. Необходимо утепление фасадов, замена окон в подъездах, инженерных сетей, переход на автономное отопление и т. д. Все это также возложено на плечи и кошелек собственника. Потянет ли он?

– Согласен, перечень мероприятий по снижению энергозатрат достаточно велик. По-хорошему вопросом повышения энергоэффективности жилых зданий должны заниматься профессионалы: управляющие компании и товарищества собственников жилья. Что мы имеем по этой части сегодня? Часть многоквартирных домов в крае получила возможность провести мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности за счет средств Фонда содействию реформирования ЖКХ в рамках программы по капремонту. Но, к сожалению, этим шансом воспользовались немногие, остальные ограничились «латанием дыр». При этом время деятельности Фонда ограничено концом 2011 года. А уже с 1 января 2012 года начнется техническое освидетельствование (или энергоаудит) многоквартирных жилых домов на класс их энергетической эффективности. Чем ниже будет этот класс, тем дороже эксплуатация. Как следствие, при продаже на вторичном рынке жилья, возможно, потеряют в цене...

– Кстати, об энергоаудите. Что это за процедура, которой чиновники пока только пугают население?

– Энергетическое обследование жилых домов и общественных зданий будет проводиться специализированными организациями в несколько этапов. В итоге разрабатываются рекомендации по энергосбережению и повышению энергоэффективности дома. Все это вносится в энергетический паспорт, который должен быть выдан на каждое здание.

– Владельцам частных домов тоже необходимо будет проходить такое обследование?

– В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении…» требования по проведению энергоаудита не распространяются на объекты индивидуального жилищного строительства, дачные и садовые дома.

– Какие организации получат право проводить энергоаудит? Будут ли это частные компании или государство оставит контроль в этой сфере за собой?

– По закону проводить энергоаудит могут юридические лица, предприниматели и физические лица – члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования. СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов в отношении качества и обоснованности стоимости услуг по энергоаудиту. Однако в целом исполнение закона контролируется органами Ростехнадзора и Российским энергетическим агентством.