08:27, 26 октября 2010 года

Николай Рыбнов удостоен звания «Заслуженный художник России»

Дабы я меньше блуждал в поисках его кисловодской студии, Николай Федорович встретил меня возле подъезда обычной жилой многоэтажки. Высокий, стройный, он без остановок и без одышки одолевает лестничные пролеты шести этажей. А ведь Николаю Федоровичу в этом году исполнилось 80 лет.

В центре высоченной, с антресолями, мастерской царствует огромный «старорежимный» мольберт. На нем незаконченный натюрморт с желтыми хризантемами.

- Готовлю к выставке в Пятигорске, - поясняет мастер.

А вокруг, куда ни повернись, стоят на полу впритирку друг к дружке десятки, если не сотни картин и этюдов.

Казалось, судьба даже намеком не предвещала парнишке из села Томузловского Буденновского района такую продолжительную и плодотворную творческую жизнь. В предвоенные и военные годы в Томузловском не было ни художников, ни изостудии или хотя бы кружка рисования. Да, иногда отец покупал и привозил домой карандаши, да, иногда Коля пробовал что-либо нарисовать. Но, по сути, впервые к художеству Николай Рыбнов приобщился только после войны, когда приехал к тете в Грозный. Там в художественной студии, которую организовал вернувшийся с фронта художник, Николай около года, пока не призвали в армию, познавал азы рисования. И на срочной службе повезло: в воинской части нашелся энтузиаст, организовавший изокружок. Он сразу заметил, что у радиотелеграфиста рядового Рыбнова есть природный дар к рисованию.

После армии Николай уехал в Пензенскую область, где поступил в художественное училище. Защитился на «отлично».

Шел 1959 год. Николай вернулся на Ставрополье, но уже не в Томузловское, а в Минеральные Воды, куда переехали родители. Организовал и стал вести художественную студию. Вскоре узнал, что все кавминводские живописцы регулярно ездят в Кисловодск, где сформировалось отделение Союза художников. Прибился к ним и Николай. Но все это: и училище, и собственная студия, и сотрудничество с Кисловодским отделением Союза художников – было лишь прелюдией. Как художник, считает Николай Рыбнов, он состоялся главным образом благодаря встрече с известным московским пейзажистом Дмитрием Косьминым.

- Он приехал в Железноводск на этюды, - вспоминает встречу полувековой давности Николай Федорович. - Я подошел. Познакомились, подружились. После Кавказа Косьмин собирался писать на Севере. Предложил поехать с ним. Я охотно согласился. У партийного Косьмина были большие связи в Москве: он все согласовал, организовал, и мы поплыли по Енисею.

За те три месяца, что путешествовали от строившейся Енисейской ГЭС до Норильска и Дудинки, расположенной в устье великой сибирской реки, а затем и во время перехода каравана судов до Мурманска, путь которому сквозь трехметровые льды Карского моря прокладывали ледоколы «Ленин» и «Красин», Николай Рыбнов не только напитался новыми впечатлениями, но и написал серию замечательных этюдов.

- У нас, на Кавказе, освещение постоянно меняется, поэтому начинающему художнику трудно как следует скомпоновать изображение на холсте, а на Севере освещение постоянное, и природа суровая, величественная. Как раз то, что мне было нужно.

В 1964 году на зональной выставке в Ростове-на-Дону Николай Рыбнов показал семь своих северных этюдов. И случилось невероятное: у никому не известного молодого художника купили сразу три работы.

Сразу после триумфа на Ростовской выставке Рыбнова приняли кандидатом в члены Союза художников. Спустя два года он с товарищем, тоже начинающим художником, снова отправился на Север. Но на этот раз они поплыли по другой великой сибирской реке – Лене. И здесь суровая северная природа, тяжелый труд местных жителей пробудили в Николае вдохновение. Картины, написанные по этюдам, что родились во время второго путешествия по Северу, Николай Рыбнов представил на выставке в Краснодаре. Вновь был такой успех, что молодого художника тут же приняли в члены Союза художников.

И вот теперь, спустя почти полвека, Николай Федорович вошел в элиту отечественной художественной школы. Без тени зазнайства, напротив, даже как-то буднично 80-летний заслуженный художник России раскрывает «секрет» своих творческих успехов:

- Я всю жизнь учусь. Никогда не останавливался, все время старался развиваться.

Важным этапом на этом пути стало сотрудничество Рыбнова с группой оренбургских художников, которые на три года «оккупировали» поселок Садки на берегу Азовского моря. Для Рыбнова итогом многолетних творческих исканий в компании оренбургских и примкнувших к ним художников стал совершенно иной стиль живописи маслом. От плотного, насыщенного мазка он перешел к столь светлому и прозрачному, что иные его полотна напоминают акварели. Именно таким почерком Николай Федорович создавал азовские пейзажи. В этом же стиле он сейчас пишет «философские» работы.

Конечно, годы берут свое. Если раньше, как рассказывает Николай Федорович, каждый день работал с рассвета и дотемна, то сейчас 80-летний художник стоит у мольберта «лишь» по три- четыре часа в день. Но и этого хватает, чтобы регулярно выдавать «на гора» новые работы. Так, весной очевидец военного лихолетья, труженик тыла Николай Рыбнов написал картину «Воспоминание», которую отобрали для краевой выставки, посвященной 65-летию Победы. А сейчас на его «рабочем столе» помимо натюрмортов большое и весьма необычное полотно, которое художник окрестил «Музыка в лучах света».

- Я как-то был в Кисловодске на концерте классической музыки, - рассказывает о рождении замысла Николай Федорович. - И так она меня «зацепила», что решил, используя свои пространственные этюды, попытаться передать это чувство.

Непросто словами описать эту незаконченную картину: в лучах света, пробивающегося сквозь тучи, парит над землей трио музыкантов, вдали в небесной дымке тает тень неведомого кларнетиста. А внизу - обыденная жизнь обыкновенных людей.

Сейчас заслуженный художник России Николай Рыбнов готовится к персональной выставке в краевом центре. Возможно, на ней мы увидим и «Музыку в лучах света».

«Музыка в лучах света»
Газета «Ставропольская правда»
26 октября 2010 года