В пресс-клубе «Ставропольской правды» прошел круглый стол, посвященный реализации краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ставропольском крае на 2009-2012 годы»

Круглый стол, посвященный реализации краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ставропольском крае на 2009-2012 годы».

Круглый стол, посвященный реализации краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ставропольском крае на 2009-2012 годы».

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

За сухой формулировкой темы скрываются требующие немедленного разрешения существенные проблемы, касающиеся практически каждой из сфер жизни региона. Безопасность дорожного движения и состояние транспортных артерий Ставрополья – это тот краеугольный камень, на котором «сходятся» многие актуальные задачи: противодействие коррупции, охрана и укрепление здоровья населения, трудовая занятость ставропольцев, предупреждение преступности и терроризма и многое другие. В обсуждении темы приняли участие заместитель председателя правительства Ставропольского края, председатель краевой комиссии по обеспечению БДД Георгий Ефремов, и. о. начальника УГИБДД ГУВД по СК Алексей Сафонов, заместитель министра дорожного хозяйства СК Сергей Рашевский, директор ГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф» Виталий Афанасьев, представители печатных и электронных СМИ.

Небоевые потери

Как рассказал А. Сафонов, за девять месяцев этого года на территории края произошло 1899 ДТП, в которых погибли 303 и были ранены 2460 человек. Всего пресечено более 420 тысяч нарушений ПДД, из них грубых – более 22 тысяч. Цифры, что и говорить, устрашающие, несмотря на продолжающееся в крае третий год подряд снижение основных показателей аварийности. К примеру, за три квартала этого года произошло на 26 происшествий меньше, чем за аналогичный период прошлого года, на 33 меньше погибших и на 80 – раненых в автоавариях людей. И все же потери на дорогах страна и край несут колоссальные. Например, по данным комитета ГДРФ по конституционному законодательству и госстроительству, только экономические потери России в результате ДТП за последние пять лет составляют 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за то же время. Конечно, экономический ущерб – немаловажный фактор, чтобы задуматься о путях минимизации аварийности на дорогах. Но объективной картины он не отражает. Ведь «измерить» в рублях конкретную человеческую жизнь, оборвавшуюся в результате автоаварии, либо моральные травмы его близких совершенно невозможно.

– Когда просто читаешь статистические данные о том, что совершено столько-то ДТП, ранены и погибли столько-то людей, относишься к этому более-менее отстраненно, – отметил Г. Ефремов. – А вот когда такое несчастье случается с тобой или близкими тебе людьми, отношение к проблеме аварийности на дорогах уже совсем другое – животрепещущее. На мой взгляд, составляющих, которые приводят к дорожным потерям, три. Первая, и самая главная – отсутствие культуры вождения у автомобилистов. Вторая – повальная коррупция, которая порождает чувство безнаказанности и уже создала целую систему «правил игры», при которой можно избежать наказания за нарушение правил дорожного движения или даже преступление (достаточно заплатить «кому надо»). И третья причина – состояние дорожно-транспортных сетей. Решить все эти проблемы можно только комплексно, а не только путем ежегодного ужесточения мер наказания для участников дорожного движения, нарушающих правила.

И все эти задачи как раз и заложены в краевой целевой программе повышения безопасности дорожного движения с общим объемом финансирования на сумму более 727 миллионов рублей. И, как отметил Г. Ефремов, программно-целевой подход позволяет увеличить эффективность отдачи от финансовых средств, направляемых из бюджетов на обеспечение безопасности дорожного движения, и повышает эффективность программы в целом.

Исключить человеческий фактор

О том, что мы живем в коррумпированном обществе, знают все, особенно жители Северо-Кавказского региона: о мздоимстве в коридорах власти, в правоохранительных органах, в образовании и медицине не говорит только ленивый. И эта «социальная язва» начинается с малого: с шоколадки и тортика, а заканчивается суммами со многими нулями. Но самое страшное, что народ в массе своей уже как-то и не возмущается по этому поводу. Мол, жизнь такая: не хочешь проблем – давай «на лапу». Однако мириться с таким положением дел – значит похоронить страну заживо. Это понимают и в правительстве края, и в ставропольской Госавтоинспекции.

К сожалению, уверенность в том, что «презренный металл» открывает любые двери и возможности, укоренилась в сознании людей. Некоторые нечистые на руку инспекторы ГАИ охотно возьмут «барашка в бумажке», вместо того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, а проштрафившиеся автолюбители не менее охотно предложат сотруднику милиции «отступные» за заветное «езжайте, счастливого пути». Или взять, к примеру, автошколы, готовящие кандидатов в водители. Многие из них работают тяп-ляп, ставя основной задачей лишь получение прибыли, но уж никак не качественный обучающий процесс. Отсюда и «экономия» на материальном обеспечении, и на часах практического вождения, и возможность сдать внутренний экзамен за энную сумму, при этом и на пушечный выстрел не приближаясь к автомобилю. Или вовсе получить справку о прохождении обучения – не за спасибо, конечно, а за звонкую монету – человеку, не посетившему ни одного учебного часа.

– Совместно с представителями министерства образования мы проверили, как идет процесс обучения в автошколах, – рассказал А. Сафонов. – И в первый же день проверки сразу у трех автошкол были приостановлены действия лицензии: настолько грубыми были недостатки в учебном процессе, как теоретическом, так и практическом.

И при таком подходе к делу о какой культуре вождения можно говорить? Вот и выходит, что на наших дорогах тот прав, у кого больше прав. То есть денег, связей, влиятельных покровителей. И как с этим бороться? По мнению участников круглого стола, необходимо по максимуму исключить человеческий фактор в самых «узких» местах обеспечения безопасности дорожного движения. Вместо инспектора с полосатым жезлом поставить на дороге «беспристрастного судью» – камеру фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Вместо человека-экзаменатора при прохождении испытаний на получение водительского удостоверения – беспристрастные компьютерный тест и автоматизированный полигон.

Но, как известно, такие финансовые затраты пока нам не по карману, ведь один автоматизированный автодром обойдется в сумму около 30 миллионов рублей. И пока ни одного такого «чуда» на Ставрополье нет. Несколько лучше обстоит дело с оснащением ставропольских дорог камерами фото- и видеофиксации нарушений. Таких всевидящих и неподкупных «глаз» в крае сейчас установлено семь. И, как утверждают сотрудники Госавтоинспекции, на участках, оснащенных этими техническими новинками, почти на ноль сошел уровень аварийности. А все штрафы, которые платят нарушители ПДД, выявленные камерами, идут в казну, а не в карман «доброму» инспектору. Но и здесь не обходится без финансовых накладок: федеральный центр выделил краю 20 миллионов рублей на покупку такого оборудования. Однако по условиям контракта установку «антикоррупционной» техники должен оплатить регион. А вот из краевого-то бюджета на эти цели пока что не выделено ни копейки. Г. Ефремов, как председатель краевой комиссии по БДД, пообещал взять ситуацию под контроль и посодействовать скорейшему выделению денег для установки камер фиксации нарушений.

Дороги – понятие социальное

И они в нашем крае долгое время оставались притчей во языцех. Состояние проезжих частей как в населенных пунктах, так и за их пределами не выдерживало никакой критики и не раз становилось объектом публичной критики и жарких дебатов. Но, похоже, и эту болевую точку власти Ставрополья решили устранить – в крае за ремонт дорог взялись по-настоящему и на совесть. Ведь от качества дорог и уровня их развития зависит много: от здоровья и жизни участников дорожного движения до социально-экономического благополучия всего края. Ведь ни один инвестор никогда не захочет вложить деньги в регион, а бизнесмен – завести свое дело, если трассы будут напоминать прифронтовые рокады после бомбежки. Поскольку бизнес без развитой дорожной и транспортной систем – дело заведомо убыточное. А это значит, замрет жизнь в отдаленных деревнях и селах, не будут создаваться рабочие места и т. д.

– К сегодняшнему дню большинство работ по ремонту и содержанию дорог в крае, которое планировало министерство дорожного хозяйства на этот год, выполнено, – рассказал С. Рашевский. – Кроме того, мы провели анализ совершения ДТП на дорогах регионального значения и выявили очаги аварийности – к началу этого года их было около 60. Сейчас практически все работы по приведению этих участков в безопасное состояние выполнены. Многое делается и в рамках краевой целевой программы по повышению безопасности дорожного движения. Например, установлены светофор в Изобильном, барьерное ограждение на автодороге Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красногвардейское, реконструирована автодорога Пятигорск – Георгиевск, которая раньше была настоящей головной болью для водителей, настолько часто здесь происходили ДТП. А сейчас транспортные потоки здесь разведены.

Настоящей гордостью миндорхоза стал участок автодороги Ростов-на-Дону – Ставрополь (от въезда в краевой центр до Михайловска), ввод в эксплуатацию которого состоялся в августе. Он стал экспериментальной площадкой по внедрению инноваций в дорожную отрасль края. Так, впервые в состав асфальтобетонной смеси добавили модифицированное вещество «унирем» – результат последних наноразработок в дорожном строительстве.

Нововведением стало и применение светодиодных светофоров и дорожных знаков с повышенными светоотражающими свойствами, которые будут хорошо заметны для водителя даже при ограниченной видимости.

Однако задач, которые необходимо решить, у дорожников остается много: необходимо повысить качество строящихся и ремонтирующихся дорог, обеспечить их освещенность и оснащение, одновременно снижая себестоимость и увеличивая срок эксплуатации транспортных артерий. Все эти цели прописаны в одобренной краевыми властями Стратегии развития сети автомобильных дорог Ставропольского края (2009 – 2025 годы). Стратегия является главным документам, определяющим важнейшие цели в деятельности министерства. Как рассказал С. Рашевский, впервые в одном документе сконцентрированы все основные положения деятельности министерства дорожного хозяйства края на столь длительный срок, а при его разработке использованы не только интересы жителей края, но и основные положения, приоритеты федеральных целевых программ.

Сохранить жизнь и здоровье

Пожалуй, никто лучше сотрудников медицинской службы не может рассказать, какими тяжелейшими последствиями для жизни и здоровья людей порой оборачиваются автоаварии. Особенно если запоздает бригада врачей – ведь, чтобы увеличить шансы на жизнь серьезно пострадавшего в аварии человека, необходимо оказать помощь строго в течение первого часа после ДТП. Часа, называемого «золотым», поскольку по прошествии шестидесяти роковых минут происходит истощение резервов организма и нервная система «выключает» менее важные участки тела, обеспечивая остатками жизненных сил самую главную свою часть – мозг. А при своевременном оказании помощи тяжесть последствий от ДТП снижается на 70 процентов.

– Не хочу никого пугать, но летальность при ДТП в 17 раз выше, чем при получении травм при других ЧП: на производстве, в быту, – рассказал В. Афанасьев. – И министерство здравоохранения края, понимая важность проблемы, «разделило» территорию Ставрополья по секторам. При этом «раздел» произошел таким образом, чтобы бригада скорой помощи могла добраться к месту ДТП не более чем за полчаса. Для оперативного прибытия бригады врачей к местам автоаварий был закуплен санитарный транспорт. В крае разработано более 300 медицинских стандартов ведения больных, получивших травмы в ДТП. Кроме того, планируется закупка большой партии соответствующего медицинского оборудования для тех лечебных учреждений – как правило, это районные больницы, – которые будут принимать пострадавших в автоавариях.

Но и это еще не все. Три года при Центре медицины катастроф работает школа по обучению врачей и фельдшеров первичным навыкам оказания помощи людям, пострадавшим в ДТП. В течение первого года здесь прошли обучение около 1000 медработников, в течение второго – более 2 тысяч, а на следующий подали заявки уже около 3,5 тысячи человек. Однако, считает В. Афанасьев, это обучение должны проходить не только медики, но и те, кто первым приезжает на место ДТП: милиция, спасатели, пожарные. Кроме того, такие навыки оказания первой помощи должны быть у всех участников дорожного движения. То есть этот предмет должен стать обязательным и полноценным при обучении в автошколе. Конечно, он есть и сегодня в сетке занятий будущих водителей, но, как правило, эта дисциплина отодвинута на последний план, и мало кто из выпускников автошкол в состоянии наложить простейший жгут или повязку, не говоря уже о большем: искусственном дыхании или помощи при травматическом шоке.

Так что, подвели итог участники круглого стола, одними карательными методами, применяемыми к нарушителям ПДД, порядок на дорогах нам не навести. Эту задачу надо решать комплексно, не только силами министерств и ведомств, но и при активном участии общества в целом. Ведь в «дорожных войнах» людей и машин победителей не бывает. К тому же порядок на дорогах – это вопрос антитеррористической защищенности края от радикалов и экстремистов всех мастей и национальностей.

Юлия ФИЛЬ