09:08, 19 октября 2010 года

Бюджет-2011: первый посткризисный

Но интерес к законопроекту, который предстоит рассматривать депутатам краевой Думы, вызван не только высокой степенью готовности документа, который определяет параметры и темпы социально-экономического развития региона.

Речь идет о первом по сути посткризисном бюджете Ставрополья. О его особенностях «СП» рассказал первый заместитель председателя правительства СК - министр финансов В. Шаповалов.

- Владимир Гаврилович, бюджет Ставропольского края традиционно был социально ориентированным. И таким, надо полагать, он будет и в 2011 году?

- Безусловно. Удельный вес расходов на функционирование социально-культурной сферы и реализацию мер социальной поддержки жителей края составит 62 процента. При этом уже с января 2011 года будут проиндексированы социальные выплаты. Правда, это не затронет пособия семьям, имеющим детей, поскольку по данному виду выплат мы и так опережаем другие регионы. Проиндексировать намечено и зарплаты: с 1 апреля – сотрудников правоохранительных органов, а с 1 июня – работников бюджетных учреждений. Более того, сверх расходов на индексацию заработной платы в проекте бюджета было учтено дополнительное увеличение фонда оплаты труда работников учреждений социальной защиты и детских дошкольных учреждений, поскольку проблема там действительно имеется. Положительное решение в законопроекте о бюджете нашел и вопрос об индексации расходов на питание в бюджетных учреждениях.

- А каковы перспективы по части исполнения публичных обязательств?

- Бюджетная политика в области расходов как раз и направлена прежде всего на исполнение в полном объеме публичных обязательств перед населением. На эти цели предусмотрено выделить 8,9 млрд рублей, или на 9,4 процента больше, чем в нынешнем году. Бесспорным приоритетом остается, в частности, забота о ветеранах: расходы на реализацию мер их социальной поддержки составят более 3,7 млрд рублей. Значительно - на 51,4 процента - увеличены по сравнению с текущим годом и расходы на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ, общий объем которых запланирован в сумме почти 2 млрд рублей. Это, конечно, «накладно» для бюджета, но необходимо учитывать, что налицо тенденция роста числа получателей данного вида социальной помощи, и мы не вправе оставлять людей без нее.

- Да ведь и в самом жилищно-ком­му­нальном хозяйстве множество острейших проблем...

- Тем не менее они и в период кризиса без внимания не оставались, а значит, не будут лишены его и впредь. В рамках работы над проектом закона о бюджете-2011 принято, например, решение о предоставлении Европейскому банку реконструкции и развития гарантии на сумму 2,6 млрд рублей с целью привлечения на выгодных для края условиях средств, необходимых для обновления инженерной инфраструктуры и, в частности, систем тепло- и водоснабжения. Причем здесь нужно иметь в виду, что инвестиции в ЖКХ имеют ярко выраженную социальную составляющую. В конечном-то счете выигрывает потребитель - в плане и качества услуг, и их стоимости.

– Однако любая отрасль в той или иной мере несет социальную нагрузку.

- По большому счету, это так, но тем важнее определиться с приоритетами. Очевидный приоритет – здравоохранение, поскольку речь идет о жизнеобеспечивающей отрасли. Именно потому запланировано увеличить расходы на нее по сравнению с текущим годом на 2 млрд рублей. Появилась и совершенно новая статья – расходы на модернизацию здравоохранения объемом 638 млн рублей. Помимо возможности решить давно назревшие проблемы в оказании специализированной медпомощи социально значимого профиля это позволит привлечь федеральные средства на модернизацию лечебных учреждений края в системе обязательного медицинского страхования. Более 1 млрд рублей будет дополнительно направлено и на увеличение взноса на медстрахование неработающего населения, который с учетом общей индексации и частичного перераспределения средств в рамках перехода к преимущественно одноканальному финансированию вырос в сравнении с 2010 годом более чем на 1,4 млрд рублей, то есть почти на 35 процентов. Предусмотренные меры позволят выполнить положения нового федерального закона об обязательном медицинском страховании, который планируется принять уже в текущем году, а также продвинуться в решении проблемы финансового обеспечения территориальной программы госгарантий в области здравоохранения.

Другим приоритетом законопроекта, при этом столь же социально значимым, являются расходы на строительство и реконструкцию дорог. Только непосредственно из краевого бюджета в 2011 году планируется выделение средств на содержание дорожной отрасли в объеме 2,6 млрд рублей, что выше уровня расходов 2010 года на миллиард рублей. В том числе расходы на бюджетные инвестиции в рамках краевой целевой программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы» составят 1,3 млрд рублей,

– А муниципалитетам из этих денег что-то достанется? И как вообще обстоят дела с обеспеченностью местных бюджетов?

- 300 млн рублей из общей суммы – это расходы на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство и реконструкцию автомобильных дорог местного значения. К слову, раньше такого никогда не было, хотя интересы городов, муниципальных районов и поселений при формировании бюджета учитывались всегда.

Причем если говорить о проекте бюджета-2011, то объем дотаций на сбалансированность и выравнивание бюджетов муниципальных образований увеличен более чем на 1,7 млрд рублей, что позволило повысить обеспеченность прогнозируемых расходов местных бюджетов до 94,5 процента против 90,5 процента в текущем году. При этом расчетные расходы муниципалитетов учитывались, безусловно, с учетом тех же подходов к индексации заработной платы, коммунальных расходов, питания в бюджетных учреждениях, что и на краевом уровне. Кроме того, дополнительно были учтены расходы местных бюджетов на новую сеть учреждений, основными из которых являются детские сады.

– Когда речь идет о таком увеличении расходов, неизбежен вопрос о том, потянет ли их доходная часть бюджета?

- С одной стороны, в 2011 году мы прогнозируем рост на 23,5 процента собственных налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета. С другой – сокращение объемов финансовой поддержки из федерального бюджета обернется тем, что общий объем доходов по сравнению с 2010 годом возрастет всего на 5 процентов и составит 52,6 млрд рублей. Иными словами, ситуация непростая, но тем важнее в полной мере, в том числе и на уровне муниципалитетов, использовать для развития и дальнейшего укрепления доходной базы бюджета научно-промышленный потенциал края, его земельные, природные и трудовые ресурсы. Именно на это нацелена реализация инвестиционных проектов «Комплекс переработки газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен» и создание на территории Буденновска и Невинномысска региональных индустриальных парков. Финансирование намечено начать уже в текущем году: из бюджета края на изготовление проектно-сметной документации будет потрачено 100 тыс. рублей. А в 2011 году на объекты инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционных проектов на территории края, из краевого бюджета предполагается выделить 390 млн рублей.

– А федеральный центр намерен участвовать в реализации проектов?

- Выделение денег из краевого бюджета позволит привлечь средства Инвестиционного фонда РФ в объеме 3,2 млрд рублей. Это уже оправдавшая себя, проверенная опытом практика: при выполнении условий софинансирования на каждый рубль, выделенный из регионального бюджета, из федерального для решения внутренних проблем края привлекается как минимум вдвое больше. Это касается всех отраслей, включая и «фирменную» отрасль Ставрополья – сельское хозяйство. Я имею в виду расходы за счет бюджетов двух уровней на субсидирование процентных ставок по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам по различным направлениям деятельности отрасли, компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретенные минеральные удобрения, субсидии на развитие племенного животноводства, элитного семеноводства, компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений.

– Так что село в 2011 году без поддержки не останется?

- Конечно, не останется, но с одной важной оговоркой. Сегодня бюджетные средства в АПК необходимо сосредоточить на тех направлениях, где они позволят достичь мультипликативного эффекта. И не случайно практически в два раза в сравнении с 2010 годом запланировано увеличить расходы по противоградовым мероприятиям и искусственному увеличению осадков, втрое – расходы на химическую защиту растений, предусмотрены также средства на возмещение части затрат, связанных с созданием новых защитных лесных насаждений. Безусловно, в проекте бюджета предусмотрены, как и прежде, расходы на реализацию краевой целевой программы «Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010-2012 годы».

– Насколько известно, в проекте бюджета существенно увеличены затраты на противопожарную службу.

- Когда речь идет о жизненных потребностях людей, будь то селяне или горожане, нет и не может быть мелочей. При всех трудностях объективного порядка была найдена, к примеру, возможность запланировать выделение дополнительных средств в сумме 122 млн рублей на укрепление краевой противопожарной и аварийно-спасательной службы. Эти расходы также имеют ярко выраженную социальную составляющую: минувшее лето на примере других регионов наглядно показало, сколь дорого обходится «экономия» в деле обеспечения безопасности.

– А вот есть и другие проблемы. Например, коррупция. Бюджетным рублем ее вряд ли можно искоренить…

- Но это не означает, что не нужно вкладывать средства в борьбу с ней. У нас, например, постановлением правительства края № 121-п утверждена краевая целевая программа «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти на 2010-2014 годы». И на реализацию соответствующих мероприятий (с целью недопущения создания условий проявления коррупции) по предоставлению населению и организациям услуг с использованием Интернета из бюджета запланировано выделить в 2011 году 59,4 млн рублей. Тем более что программой предусмотрена – за счет краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований – организация деятельности в городских округах и муниципальных районах многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг населению и организациям.

– Важно, чтобы все запланированное удалось выполнить.

- Складывающаяся в экономике динамика дает основу для восстановления докризисных темпов роста краевой казны. И хотя исключать негативное влияние последствий кризиса не стоит, но бесспорно одно: основные параметры бюджета на будущий год сформированы с учетом реальных возможностей их стабильного исполнения в течение всего финансового года. А потому я уверен, что нам удастся не только сохранить позитивные тенденции, закрепив достигнутое, но и сделать новый шаг вперед. Тем более что речь идет о социально ориентированном бюджете, который, я уверен, обеспечит улучшение качества жизни населения края.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Бюджет-2011: первый посткризисный»
Газета «Ставропольская правда»
19 октября 2010 года