08:16, 8 октября 2010 года

Каждый шестой житель Израиля - этнический русский

Вылет рейса Москва - Тель-Авив из-за сильного смога над столицей задерживал уже более чем на семь часов. Представители авиа­компании привезли в зал ожидания минералку. Рисуют галочку в посадочном талоне и вручают бутылку. Видя такой «аттракцион неслыханной щедрости» (стены между залами ожидания прозрачные), к нам начинают стекаться пассажиры других рейсов. «Это только тем, кто летит в Тель-Авив», - коротко и громко объявляет парень, раздающий живительную влагу. «А, ну тогда всё понятно…» - многозначительно говорит кто-то из пожилых людей…

Через час мы все же взлетаем. И вскоре - здравствуй, государство Израиль!

Первое, что бросается в глаза, - беспрецедентные (по нашим понятиям) меры безопасности. При входе в любые места массового пребывания людей - от торгового центра до автостанции - вам обязательно придется пройти сквозь рамку металло­искателя, а содержимое сумки показать охраннику, чтобы он проверил, нет ли в ней чего подозрительного. Иногда это приводит к небольшим очередям. Впрочем, никто не жалуется. Ежечасная, ежедневная бдительность является здесь нормой жизни. И если в транспорте или на остановке обнаружат подозрительный предмет, ни у кого не возникает сомнений, стоит ли по этому поводу звонить в полицию. Конечно, стоит! Слишком хорошо в этой стране, не понаслышке знакомой с терактами, знают, что ценой беспечности могут стать человеческие жизни.

Непривычно смотрится множество молодых людей в военной форме, с автоматами и огромными рюкзаками за спиной. Особенно колоритно с таким грузом выглядят девушки-израильтянки - зачастую миниатюрного телосложения. В армии обороны Израиля срок службы девушек составляет 1 год 9 месяцев, парней - 3 года. Дедовщина отсутствует. Уверена, одной из причин этого является то, что молодежь идет в армию с желанием и искренне гордится этим своим вкладом в безопасность страны. Играет свою роль и то, что все солдаты регулярно ездят домой на побывку: большинство на выходные, а некоторые ежедневно. Более того, законодательно закреплено, что в мирное время солдат не может проводить на военной базе более 28 дней подряд.

Кстати, о выходных. Здесь они имеют свой неповторимый колорит. Несмотря на то, что Израиль считается светским государством, очень сильно влияние религиозных традиций. Так, например, в Шаббат - выходной день, который начинается с захода солнца в пятницу и заканчивается с заходом солнца в субботу, закрыты почти все общественные заведения и магазины, не функционирует общественный транспорт (исключение составляют такси). Более того, даже на личном транспорте заезжать в религиозные кварталы не рекомендуется: живущим в них населением это может быть воспринято как оскорбление религиозных чувств. А это чревато конфликтом - ортодоксы рьяно становятся на защиту традиций.

Из уст в уста среди туристов, приехавших в Израиль передаются леденящие кровь легенды о том, как в религиозных кварталах Иерусалима иностранцев, одетых в шорты и майки, ортодоксы закидывают камнями. Допускаю, что такое когда-то могло произойти. Единственный раз, когда я (сама того не заметив) забрела в ортодоксальный квартал в бриджах и кофточке с коротким рукавом, меня вежливо, но убедительно попросили покинуть территорию. С заметной долей страха быстрым шагом шла по улицам, где даже двухлетние девчушки были одеты в юбки до пят и в блузки с рукавом ниже локтя. На их фоне я действительно смотрелась несколько странно. Впредь старалась быть более осмотрительной в выборе маршрутов для прогулок.

В государственных учреждениях (многих, но не всех), гостиницах и ресторанах подается только кошерная еда, то есть продукты, соответствующие еврейским законам питания. Согласно им запрещено, например, есть свинину, некоторые виды рыб (сом, налим, осетровые и т. д.), моллюсков и ракообразных. Мясные и молочные продукты нельзя употреблять вместе. Существует еще ряд ограничений. А потому традиционный израильский перекус - не навязший в зубах всей Европе гамбургер или пицца (впрочем, есть и они), а пита с фалафелем и хумусом. То есть арабская лепёшка в виде кармашка, начиненная обжаренными во фритюре шариками из бобовых и пастой из нута. К этому прилагаются многочисленные салатики на выбор, а по желанию - шаурма и картошка фри. Стоит такое блюдо (вместе с бутылочкой сока) в переводе на наши деньги около 200 рублей. Довольно вкусная и нетривиальная дань древним традициям!

Однако не следует считать, что Израиль - закостенелое государство, чуждое всему современному. По ночам здесь, особенно в таких крупных городах, как Тель-Авив, Хайфа, Нетания, Беэр-Шева, кипит клубная жизнь. В увеселительные заведения стекается молодежь с разных уголков страны - благо Израиль небольшой - по площади почти в 2,5 раза меньше Ставропольского края. А для того чтобы на обратном пути молодые люди не садились за руль, будучи «навеселе», с недавних пор введены ночные междугородние автобусные рейсы. По сравнению с услугами такси - сущие копейки, так что молодежь охотно прибегает к их услугам...

Приятным штрихом к общему портрету довольно жаркого Израиля является и то, что здесь буквально везде установлены кулеры и кондиционеры. И в общественном транспорте они работают что надо - бывает, даже гусиной кожей покроешься, пока доедешь до пункта назначения. Летом в стране - настоящий культ воды. Бутылочка с водой является непременным атрибутом большинства людей, выходящих на улицу. В первую очередь это касается детей. Зайдите в любой магазин школьных принадлежностей, и вы непременно увидите стеллаж с детскими фляжками как минимум пяти-шести разновидностей. Как говорится, потому что без воды….

Государственными языками Израиля являются иврит и арабский. Тем не менее «великий и могучий» здесь можно услышать довольно часто. Ведь, по некоторым данным, каждый шестой житель Израиля - этнический русский. Сам рынок подстраивается под запросы русскоязычных жителей и гостей Израиля. В Иерусалиме, когда я с фотоаппаратом прогуливалась по Старому городу, один из торговцев-арабов попросил меня на листке блокнота написать по-русски слово «Распродажа». Вдохновленная красотами столицы Израиля, я (по доброте душевной) приписала экспромтом сочиненный слоган: «Налетай, торопись, нашим скидкам удивись». Так что если увидите в Иерусалиме такую вывеску на одном из магазинчиков в окрестностях храма Гроба Господня, не удивляйтесь. Передавайте привет владельцу лавочки!

Впрочем, в многонациональном и многоконфессиальном Иерусалиме - «Городе мира», как переводится с иврита его название, языковые грани несколько размыты. Не случайно в самом его сердце находится Стена Плача, все щели между камнями которой так густо заполнены записками с пожеланиями, что приходится поломать голову, чтобы найти место и для своего послания. Миллионы людей (независимо от национальности, вероисповедания, возраста и образования) верят, что отсюда, из земли обетованной, их слова, обращенные к Богу, непременно будут услышаны. А если во что-то верить, это непременно исполнится…

Лариса МОЛДОВАН
«А там - на четверть бывший наш народ…»
Газета «Ставропольская правда»
8 октября 2010 года