09:49, 8 октября 2010 года

Алексей Сулимов выступил на «Музыкальной осени Ставрополья»

Сначала мы услышали молодого тенора в составе замечательной команды известного проекта «Таланты мира» Д. Гвинианидзе. На концерте – открытии фестиваля А. Сулимов с блеском исполнил популярную классическую «Мне не забыть тебя» Куртиса, затем тенора пели то квартетом, то все семеро сразу, и зрители были просто покорены этой феерией волшебных звуков и прекрасных - причем таких разных! - голосов. А потом два вечера подряд Алексей выходил на сцену Ставропольской краевой филармонии в образе молодого цыгана в опере «Алеко». Стоит напомнить, что это первая в истории Ставрополя «своя» опера, поставленная собственными силами. Первые показы прошли в конце прошлого сезона, в июне. Но тогда радость от свершившейся оперной «революции» ставропольским меломанам чуток омрачил не самый, как оказалось, удачный выбор вокалиста на роль молодого цыгана. И вот теперь, благодаря тому что в спектакле появился А. Сулимов, постановка наконец обрела весь желаемый блеск и подлинное качество.

Естественно, уже услышав Сулимова в группе Д. Гвинианидзе, многие поняли: этот споет цыгана «как надо». И не ошиблись. Алексей действительно внес в спектакль не только звучный, отлично поставленный красивый голос, но и прибавил ему внешней выразительности. Ему удалось быстро влиться в исполнительский коллектив, при том что времени у московского гостя на это было всего ничего. Мы увидели и услышали совсем другого цыгана, порадовавшись и за постановку в целом, и прежде всего за солистку Наталью Виноградову, чьим партнером по спектаклю стал Сулимов. Вряд ли стоит пояснять, как это важно для артиста, если рядом с ним на сцене - высокопрофессиональный коллега.

Что и говорить, у Сулимова отличная школа. За плечами у паренька из Челябинской области - учеба музыке сначала в Уфе, затем там же - начало актерского пути в труппе Башкирского государственного оперного театра, далее - Российская академия театрального искусства (ГИТИС), мастерская известного педагога музыкального факультета профессора Розетты Немчинской. И вот уже шестой год - работа в театре им. Б. Покровского, активное сотрудничество с другими оперными коллективами столицы.

- Наш театр интересен тем, что, являясь музыкальным, он отличается особым вниманием к актерскому мастерству, - рассказывает А. Сулимов. - Эту традицию заложил основатель театра, чье имя он теперь носит. От певца требуется не только хорошо спеть, но уметь передать чувства своего героя через вокальное воплощение. Непростая, но творчески увлекательная задача.

В репертуаре Алексея уже немало самых разных ролей: принц Тамино в «Волшебной флейте», Феррандо в «Так поступают все женщины», дон Оттавио в «Дон Жуане» Моцарта, Вакула в комико-фантастических «Черевичках» Чайковского, Грицько в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского, Бобчинский в «Ревизоре» Дашкевича. Ринуччо в «Джанни Скикки» Пуччини... Роль цыгана в рахманиновском «Алеко» для Сулимова - материал, знакомый еще по работе в Уфе, так что разучивать ничего, собственно, не пришлось. Помог и опыт одновременного сотрудничества со многими театрами. Насколько интересно для востребованного столичного исполнителя выступить на провинциальной сцене, не отягощенной пока оперными постановками?

- Попасть в совсем незнакомый коллектив - это очень здорово! - говорит Алексей. - Ведь это извечная мечта всех актеров - вырваться из привычной рутины, потому большая удача - поехать в новый город, спеть для новой публики, познакомиться с интересными людьми, обрести новых друзей-коллег...

Все это потом словно складывается в собственную творческую «копилку», не проходит бесследно, никогда не воспринимается эдакой гастрольной «халявой». Алексей в своих поездках уже нашел немало друзей буквально по всему свету. Кстати, с Натальей Виноградовой у них оказалось много общих знакомых по Москве, где еще не так давно она пела.

- У Наташи замечательный голос, прекрасные сценические данные, с ней легко на сцене и интересно на репетициях, - поделился ставропольскими впечатлениями А. Сулимов.

А вот контакты с Фондом «Таланты мира» у него завязались несколько лет назад благодаря активному содействию заслуженной артистки России, директора Центра народной культуры Москвы, учредителя и директора Фонда поддержки русского романса «Романсиада» Галины Преображенской. Она хорошо известна в отечественной культуре, например, своими просветительскими программами в Концертном зале им. Чайковского. Это Преображенская в разные годы вела престижные концерты Монтсеррат Кабалье и Хосе Каррераса в Кремле, Пласидо Доминго на Красной площади. А еще она организатор Международного конкурса романса, в котором успешно заявил о себе А. Сулимов, завоевавший премию. Это с ее подачи Давид Гвинианидзе в поисках новых дарований однажды позвонил Алексею, они встретились, познакомились и крепко подружились, почуяв друг в друге родственные души. Исколесили с концертами всю Сибирь - Томск, Новосибирск, Кемерово, Барнаул. В Центральной России вместе «покорили» Нижний и Великий Новгород, Псков, Петербург, Сыктывкар, в общем, где только не были! Впрочем, настоящие артисты никогда не боялись дальних путешествий, тяга к дороге свойственна их профессии.

- Точно! - соглашается Алексей. - Только благодаря Фонду «Таланты мира» мы повсюду обретаем массу друзей, ведь Давид приглашает исполнителей из разных театров, разных городов. Это великолепная школа. Например, прекрасные солисты есть в Казани, Саратове, Самаре, у каждого чему-то можно поучиться.

Много было и зарубежных гастролей - Чили, Германия, Дания, Италия, Швейцария, Чехия. Вскоре предстоит ехать во Францию. А вот в Ставрополе он оказался впервые. До этого как-то все не получалось, хотя близко бывал - в Кисловодске, Черкесске, Сочи. И вот наконец добрался до Ставрополя. Правда, хорошенько осмотреться в самом городе не дала испортившаяся погода, пока светило солнце - надо было репетировать, а потом зарядил дождь... Согрел, как водится, добрый зритель, не жалевший аплодисментов.

Но, радуясь рукоплесканиям, артист уже живет новыми ролями. Сейчас в театре им. Б. Покровского готовится новая постановка - опера Игоря Стравинского «Похождения повесы», которая недаром считается одним из ярчайших явлений в опере XX века. Алексею Сулимову поручена партия главного героя.

- У меня очень большая, сложная, насыщенная партия, требующая затрат энергии, вдумчивой работы над образом, - рассказывает Сулимов. - Мы только-только приступили к этому материалу, надеюсь, что все получится, премьера будет уже в декабре.

Карьеру в творчестве Алексей строит вместе с женой Ксенией, тоже певицей театра Покровского. Но если уроженка Минска Ксения буквально выросла «за кулисами», с мамой – солисткой оперы, то Алексей шел своим путем. Он-то из семьи служащих, мама врач-невропатолог, папа инженер-строитель. Правда, отец в свое время попытался получить второе, музыкальное образование, но не завершил, хотя тоже мог стать тенором. Зато всячески поддерживал сына, продолжившего начатое отцом.

Поскольку наша беседа происходила перед началом «Алеко» в зале филармонии, нельзя было не спросить артиста, что для него образ молодого цыгана, как он собирается его трактовать на сцене.

- Он молод, не знает страха, вольный человек, и он безумно влюблен. В этом вся его беда: ничего и никого вокруг не видит, кроме своей возлюбленной. Плюс - горячая кровь. В принципе, внешне - бытовая сцена, но при этом истинно романтическая трагедия, - размышляет Алексей. - Он похож на другого моего героя - в «Плаще» Пуччини, там тоже любовный треугольник, жестокие страсти. Но у Рахманинова, конечно, другая музыка, написанная в преддверии революционных преобразований в оперном искусстве, к тому же совсем молодым автором, ведь это первое его произведение в жанре оперы. За которое сам Чайковский поставил ему пятерку с плюсом! И конечно, это здорово - петь Рахманинова! Иногда жалею даже, что не все его романсы которые я очень люблю, подходят именно мне. Дело в том, что Рахманинов обращался к непростой русской поэзии, например, Бунина, и надо просто прожить немало на свете, быть может, прожить жизнь, чтобы суметь в пении передать все, что в этом романсе заложено. Рахманинов такой был человек...

Не правда ли, интересные гости вошли в команду нынешней «Музыкальной осени»?

«Петь Рахманинова - это здорово!»
Газета «Ставропольская правда»
8 октября 2010 года