09:41, 18 сентября 2010 года

В Кисловодске требует восстановления дом Реброва - культурное достояние России

То был лучший дом в городе. Его построили по проекту знаменитых архитекторов Джузеппе и Джованни Бернардацци, утвержденному командиром Отдельного Кавказского корпуса генералом Алексеем Ермоловым.

Дом Реброва Лермонтов изобразил в романе «Герой нашего времени» как дом княжны Мэри. Наверняка горничные, а то и сам Алексей Федорович Ребров рассказывали Михаилу Юрьевичу, что за 10 лет до него в этом доме останавливался «солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин. А еще десять лет спустя, в сентябре 1850 года, в доме Реброва торжественно принимали будущего императора - реформатора России Александра II. Не только на Кавминводах, а и на всем Северном Кавказе трудно найти другое здание первой половины XIX века, в котором побывало столько выдающихся людей своего времени.

Вполне закономерно, что дом Реброва считается культурным достоянием России, является памятником истории федерального значения. Но горе тому поклоннику творчества Пушкина и Лермонтова или просто любителю истории, кто, приехав в Кисловодск, бросится разыскивать знаменитое пристанище поэтов. Если и найдет его в гуще понастроенных вкривь и вкось жилых зданий и всевозможных сараюшек, то увидит лишь три стены из обветренного бруса - остатки одного из флигелей усадьбы. Крыши нет, вместо дверей и окон - пустые проемы. А решится заглянуть внутрь - и вовсе ужаснется: горы гниющих тряпок, бумаг, бутылки, окурки. И стоит такой смрад, что не только внутри, но и рядом со зданием невозможно дышать.

Увы, там, где некогда жили и творили великие поэты, где император-«освободитель» поднимал бокал с золотистым шампанским за процветание великой России, ныне запивают шмурдяк пивком и справляют нужду местные алкоголики и бомжи.

…Злоключения здания начались почти сразу после смерти статского советника Алексея Реброва. Наследники разделили усадьбу: часть построек продали, часть сдали в аренду. После революции дом Реброва национализировали и превратили в коммуналку. В 1974 году Совет министров РСФСР принял специальное постановление по дому Реброва. Он был признан памятником истории республиканского значения. Еще через три года горисполком Кисловодска принял решение о создании между улицами Карла Маркса и Коминтерна заповедного «Лермон­товского квартала» под стать пятигорскому. Дом Реброва планировалось сделать его сердцевиной. Но все заглохло. Лишь в середине 90-х частично усилили фундамент, а к 2000 году выполнили эскизный проект реконструкции дома Реброва, который успешно прошел вневедомственную государственную экспертизу и был согласован с Министерством культуры Российской Федерации. Но денег на его реализацию до сих пор не нашли.

О том, как обстоят дела сейчас, я попросил рассказать Евгения Щучкина - директора муниципального учреждения «Возрождение», которое призвано заботиться о сохранении памятников истории и культуры на территории города-курорта.

- Дом Реброва - федеральная собственность, - поясняет Е. Щучкин. - Однако в последнее время новое руководство территориального управления по Ставропольскому краю Федерального агентства по управлению федеральным имуществом пытается от него избавиться. Насколько я знаю, руководитель управления Александр Мясоедов направил письмо в Москву, в Рос-имущество, с просьбой перевести дом Реброва из федеральной категории охраны в муниципальную. Однако для того чтобы воссоздать объект, требуется около 45 миллионов рублей. Такие затраты не только муниципальный бюджет не осилит, но и краевой.

Как рассказал Евгений Щучкин, глава Кисловодска Наталья Луценко неоднократно на планерках поднимала вопрос о судьбе дома Реброва, поручала управлению архитектуры направить письма собственнику с просьбой установить забор вокруг объекта. Не дождавшись положительного ответа, коммунальщики даже стали прикидывать: как и из каких средств соорудить забор и кто его будет охранять. Дело в том, что 10 лет назад забор уже ставили. Тогда его быстро растащили по дощечкам. Но все не так просто: даже установку забора вокруг чужой собственности контролирующие органы могут истолковать как нецелевое использование средств местного бюджета.

И все же, на мой взгляд, даже без перемены формы собственности можно немало сделать, чтобы позор города-курорта федерального значения, источник антисанитарии в полусотне метров от Нарзанной галереи, который почему-то не замечает местный Рос­потребнадзор, превратился в еще одну достопримечательность «жемчужины Кавказа». В городе есть общественный совет, уйма национально-культурных, наконец, несколько молодежных организаций, чьи активисты лихо размахивают флагами на всевозможных митингах и праздниках. А почему бы им не засучить рукава и не порадеть за то, чтобы приезжающие со всей страны и из-за рубежа отдыхающие не увозили с собой впечатление о кисловодчанах как о людях, не умеющих беречь свое культурное достояние, да и вообще, грязнулях и неряхах. Два-три общегородских субботника - и без всякой траты бюджетных средств усадьбу можно вычистить от многолетних завалов мусора, выкосить бурьян, вырубить дикий виноград, укрывающий все это безобразие. А рядом - скажем, в кубе из оргстекла - установить макет дома Реброва, наподобие того, что уже давно выставлен в местном краеведческом музее «Крепость», и стенд с описанием истории этого дома. И водить сюда не только рядовых экскурсантов, но и депутатов, министров, которые частенько бывают в Кисловодске, не забывая упомянуть, в чьей собственности находится этот памятник истории и почему он до сих пор не восстановлен...

«Бомжи в «жемчужине Кавказа»»
Газета «Ставропольская правда»
18 сентября 2010 года