10:24, 3 сентября 2010 года

Авсаджановы. Штрихи к семейному портрету: открылась выставка в изомузее Ставрополя

Дело в том, что открывшаяся в Ставропольском музее изобразительных искусств экспозиция знакомит одновременно и с целой семейной династией художников, и с ними же - как с династией педагогической. Называется она соответственно: «Авсаджановы. Штрихи к семейному портрету».

Имя яркого представителя и родоначальника Георгия Авсаджанова, участника и инвалида Великой Отечественной войны, сегодня лучше знакомо людям постарше, тем, кто приходил на музейные выставки лет этак тридцать назад. Георгий Авсаджанов прожил всего 56 лет, но успел много, и потому для более молодых поколений его имя станет настоящим открытием еще одной - удивительной! - странички в истории изобразительного искусства Ставрополья. И даст возможность познать еще одну - необыкновенную! - судьбу человека.

Впрочем, для сверстников Георгия Дмитриевича такая судьба была как раз вполне, увы, типичной. Тревожное начало - родиться 7 ноября 1923 года, рано лишиться матери, оказаться вдали от родной Кубани на воспитании у тети в Воронеже... Только 12-летним подростком он приехал в Кисловодск в новую семью отца. Отсюда берет начало мальчишеская дружба с жившими на одной улице, вместе гонявшими мяч и имевшими общую страсть к рисованию будущими известными художниками братьями Болдыревыми - Анатолием и Борисом. В 1938-м 15-летний Георгий впервые пробует проторить свою дорогу в искусство, поступив в Краснодарское художественное училище. Но уже через два года, не имея никакой материальной поддержки, круто меняет жизнь. Он - курсант Орджоникидзевского пехотного училища. Надвигается военная гроза... Через считанные месяцы - ускоренный выпуск, и вот уже юный Георгий командиром стрелковой роты отправляется на фронт. Участвовал в Сталинградской битве, в боях за освобождение Ростова-на-Дону. Серьезное ранение на полгода загнало в эвакогоспиталь, навсегда сделав инвалидом. Но надо было как-то жить дальше...

Не правда ли - такого немало выпало на долю тех, чья юность пришлась на войну? Но можно посмотреть и иначе: повезло, остался жив, получил шанс исполнить свою мечту. К ней путь оказался извилист, через житейские невзгоды и душевные волнения... Лишь в 1948-м молодой фронтовик вновь очутился в стенах художественного училища. Между прочим, это была отличная кузница кадров. Ну посудите сами: на одном курсе с Авсаджановым учились те, кто впоследствии впишет свои страницы в культуру Ставрополья - Казанчан, Киракозов, Горбань... Они, вчерашние солдаты, с особой жадностью к жизни бросились в творчество. И сохранили эту высокую, упоительную «жадность» на десятилетия.

Георгий Авсаджанов и жену себе выбрал под стать - девушку с прекрасным именем Мария, выпускницу педучилища, тоже фронтовичку, служившую радистом в блокадном Ленинграде, войну закончившую в Кенигсберге. В городе Грозном родилась их семья, появились на свет Луарсаб, Николай, чуть позднее Наталья. Дети растут, мама учительствует, отец активно участвует в городских, республиканских и зональных выставках, входит в правление Союза художников Чечено-Ингушетии. О хлебосольной творческой семье Авсаджановых слагали легенды художники Кавказа, и многие из них вслед за известной Лидией Бродской могли повторить: при упоминании имени Авсаджанова все лица расплываются в улыбках...

Так было и позже, когда семья перебралась в Ставрополь. Георгий Авсаджанов сразу подключается к организации первой зональной выставки «Советский Юг», которая проводилась в только что выстроенном Доме книги. А в живописных горах Карачаево-Черкесии его стараниями несколько лет спустя появится своя, кавказская, неофициальная академическая дача, притягивавшая как магнит художников величественными пейзажами Загедана. Здесь, в обыкновенном деревянном домике, путника с мольбертом всегда ждали необыкновенный чай и светлые улыбки хозяев...

Проходя по музейному залу, не устаешь дивиться сочетанию многообразия и традиционности кавказских, да и некавказских сюжетов Авсаджанова-старшего. Тут есть и «Горцы», и «Красный Дагестан», и «Шоанский храм»... Горные пейзажи, пейзажи российского Севера, портреты, зарисовки погружают нас, сегодняшних, в какой-то совсем иной, прекрасный непритязательным очарованием мир. Эхом минувших испытаний - полотно с подчеркнуто простым названием «В бане эвакогоспиталя». Это же целая повесть в красках: про то, что делает война с человеком, и как приходится изо всех сил стараться жить, и как совсем не стыдно, если тебя, беспомощного раненого мужика, моют чуткие девичьи руки, и потом они же, руки «сестрички», протягивают тебе проклятые костыли... Остроту пережитых отцовских впечатлений непостижимым образом обнаруживаешь в картине младшего - Николая, тоже, кстати, с вполне «очевидным» названием «Портрет Марии (Салют Победы)». Пронзительное по своей эмоциональной глубине полотно композиционно кажется весьма, извините, стандартным: женщина одиноко застыла за столом на фоне далекого Победного салюта. Тут вроде бы все понятно - горечь вдовьей утраты, боль одиночества, было и таким лицо нашей Победы. Но тут видна и общая для всех Авсаджановых способность простыми с виду сюжетами и не самыми яркими красками задеть струны наших душ. Не это ли признак подлинной художественности?

Оригинальным пейзажистом остался в памяти и старший сын Георгия и Марии - Луарсаб, по трагическому совпадению проживший, как и отец, короткие 56... Его полотна также редко можно теперь увидеть в экспозициях, в фондах музея вообще всего две его работы, тем дороже нынешняя встреча. Поразила непередаваемым в словах сочетанием типажности идеи и личностной одухотворенностью изложения картина «На обломках империи»: крестьянский мальчик в лохмотьях не по-детски задумчиво стоит на фоне повергнутой гигантской статуи императора. Кто-то скажет - идеологический штамп и «советский заказ». Не соглашусь! Потому что и ребенок на картине - живой, реальный, и в самой ситуации - правда, которая все-таки была в истории. Вообще в последнее время все чаще слышатся удивленные восторги «прозревших» критиков по поводу торопливо заплеванного социалистического реализма, в котором - надо же! - оказывается, были и мастерство художников, и интересные творческие находки, и искренность, и своя красота... И живописцы руководствовались не только идеологической конъюнктурой, а - мыслью и вдохновением.

- Эта семья занимает особую страничку в нашей культуре, в истории творческой организации, - сказал председатель Ставропольского отделения Союза художников России, член-корреспондент Академии художеств Сергей Паршин. - Все Авсаджановы - чрезвычайно тонкие, чуткие, творческие натуры... Вспоминаю часто, как Луарсаб поражал меня своими почти энциклопедическими знаниями. О чем ни спроси, он всегда знал ответ. С ними интересно и по-человечески тепло. Сегодня художники этой семьи много сил отдают педагогической работе, но при этом остаются активно действующими мастерами, причем верными себе, своим направлениям, своему стилю. А это дорогого стоит.

Не случайно их называют достойными продолжателями дела отца. И Николай, и Наталья, выросшие буквально у мольберта, в окружении красок и кистей, сегодня хорошо известны в Ставрополе. Николай несколько лет работал преподавателем Ставропольского художественного училища, с 2004 года - доцент кафедры дизайна Института экономики и управления им. Казначеева. Наталья успела потрудиться в далекой Монголии, где даже проходили ее персональные выставки, потом - в Чите, в 1993 вернулась в Ставрополь, приобщает к творчеству воспитанников детской художественной школы краевого центра. Повседневная работа в классах и аудиториях со школьниками и студентами отнюдь не заслонила желания творить свое. Радуют взор лирические и одновременно философские пейзажи Николая Авсаджанова, хотя в их названиях вы не услышите вроде бы ничего особенного: «Первый снег», «Ранняя весна», «Осень в лесу», «Свежий ветер»... Сколько картин сколькими мастерами написано на эти вечные темы. Никогда не стареющее старое-новое прочтение великой книги природы, которой не устанешь любоваться. Как нельзя не залюбоваться пастельно-нежными «Розами», «Гладиолусами», «Хризантемами» Натальи Авсаджановой-Романовой... Трогательно-логичной смотрится среди всего этого взрослого великолепия сюжетов и красок их семейная «заявка» на будущее в рисунках и поделках самого младшего - десятилетнего Захара.

- В творчестве семьи Авсаджановых мы наглядно видим, как искусство тесно перекликается с судьбой страны, - говорит директор музея Зоя Белая. - Видим за скупыми строчками биографий волнующие сердце события. А еще хочется подчеркнуть, что перед нами - настоящие кавказские художники, благодаря которым мы можем вспомнить, что такое был наш Кавказ. Сегодня он уже совсем иной, наступили другие времена... Придут новые художники и, наверное, скажут о Кавказе что-то свое.

Кстати, продолжением кавказской темы - одновременно открывшаяся в малых залах музея экспозиция «Горные вершины». Здесь получаешь поистине изысканное удовольствие от замечательно подобранных работ из запасников. Какие имена, какие сюжеты и мотивы! По сути - история кавказского искусства. Вот «Осень в горах» Л. Попандопуло, рядом - «Земля предков» и «Горная Чечня» А. Асуханова, далее - прекрасная горянка на «Женском портрете» О. Урюпина, «Горы Домбая» Р. Арустамяна... Все это надо видеть!

«Семейный портрет в музейном интерьере»
Газета «Ставропольская правда»
3 сентября 2010 года