13:58, 2 сентября 2010 года

Юрий Каспаров о подготовке филармонии к фестивалю «Музыкальная осень Ставрополья»

- Юрий Газарович, поскольку на улицах уже появились афиши, приглашающие ставропольцев на предстоящий фестиваль, расскажите немного о его нынешней программе.

- Сразу оговорюсь, что она еще находится в разработке, идут переговоры с артистами, уточняются репертуар и степень участия того или иного коллектива. Фестиваль и в этом году обещает немало интересного. Достаточно сказать, что гостями нашими будут в один вечер два замечательных композитора – Давид Тухманов и Евгений Крылатов! Согласитесь, уже одни только эти имена способны привлечь внимание. Кроме того, в открытии фестиваля примет участие прославленный эстрадный коллектив – вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня!», его шлягеры доныне на слуху у миллионов: «Обручальное кольцо», «Кто тебе сказал?», «Песенка про сапожника», «Качается вагон»... А сколько впечатлений ждет нас от встречи с полюбившимися минувшей осенью вокалистами знаменитого коллектива Давида Гвинианидзе: на сей раз он представит сразу девять лучших теноров России!

- И это вновь будет яркий пример творческого содружества именитых гостей с нашими талантливыми музыкантами и вокалистами…

- Как раз над этим мы сейчас активно работаем. И симфоническому оркестру, и камерному хору филармонии, и нашему вокально-хореографическому ансамблю «Слобода» предоставляется возможность блеснуть на одной сцене с признанными звездами. Оба композитора предоставили пока предварительные программы, которые они хотели бы показать в Ставрополе. Но, зная их творчество, мы стараемся заранее освоить наиболее популярные, любимые мелодии. Известно, что на таких концертах композиторы предпочитают сами садиться за рояль и брать в руки микрофон, однако и без оркестрового сопровождения не обойтись, и вне хорового исполнения вряд ли возможно вообразить, например, знаменитые «День Победы», «Крылатые качели», «Прекрасное далёко»…

В день приезда гостей предстоят особенно напряженные репетиции с каждым из них, чтобы в скоростном режиме «прогнать» всю программу, это накладывает огромную ответственность на всех. Вот почему в эти дни мы уже репетируем с полной нагрузкой. Признаюсь, немного даже побаиваюсь, как все пройдет. Очень уж хочется, что называется, не ударить в грязь лицом.

- Вы человек закаленный...

- Да, но надо стремиться сделать все как можно лучше! Бывали случаи, например, с теми же приезжими тенорами, баритонами и басами, когда происходили нестыковки в исполнении у оркестра и вокалистов, и вовсе не из-за недостатка мастерства, просто времени отводится маловато.

- В первый же день фестиваля столько звездных имен, а что же будет потом?

- Планируем вернуться к самой заметной премьере прошлого сезона – первой нашей самостоятельно поставленной опере «Алеко». Она, как вы помните, была благосклонно принята публикой, так что стоит закрепить успех. Было всего два показа под занавес сезона, и масса зрителей просто не успела побывать на премьере. А ведь первая опера - событие для нас, без преувеличения, эпохальное. Правда, будет изменение в составе исполнителей – сейчас рассматривается новая кандидатура тенора на роль молодого цыгана. Предыдущий исполнитель далеко не во всем нас устроил. Итак, два вечера на сцене филармонии будет идти «Алеко». После чего еще один звездный сюрприз: поклонники джаза услышат великолепную певицу Мэнди Гейнс из Соединенных Штатов. И уж совсем «громким» намечается финал фестиваля с участием блистательных «Виртуозов Москвы» под управлением маэстро Владимира Спивакова. Нисколько не сомневаюсь, что это будет событие грандиозное. И публика пойдет на него обязательно. Таким образом, заключительный концерт «Музыкальной осени» целиком отдан инструментальной музыке.

- Это для нас необычно вообще-то.

- Мне думается, площадка нашего фестиваля как нельзя лучше подходит для такого замечательного новшества.

- Помимо участия в названных мероприятиях творческие коллективы филармонии по традиции наверняка выедут в районы края?

- Обязательно. Но сначала проведут те ответственные выступления, о которых я сказал. Ведь камерный хор филармонии и ансамбль «Слобода» у нас заняты и в «Алеко». Ну а потом они встретятся с публикой городов и районов, география этих поездок сейчас как раз уточняется. Тут приходится учитывать еще и технические возможности каждой конкретной сцены. А творчески оба коллектива вполне готовы к выступлениям, причем с заметно обновленным репертуаром.

- Юрий Газарович, не могу не спросить о планах на предстоящий сезон.

- Вопрос закономерный, ибо, готовясь активно к фестивалю, мы, естественно, не забываем о том, что сразу за ним последует повседневная напряженная концертная деятельность. Так, юной публике представим литературно-музыкальные композиции «Лунная соната», «Кот, который гулял сам по себе» и театрализованный урок-концерт «Легенды и сказки древнего Эльбруса», построенный на этнографическом материале народов Кавказа. Эта постановка, добавлю, стала возможна благодаря выигранному гранту Министерства культуры России. Не останется забытой и студенческая аудитория, для которой также разрабатывается несколько новых программ. Причем и в детскую, и в студенческую филармонии вновь будут активно вовлекаться талантливые юные исполнители, ибо это лучше воспринимается молодежным залом. Конечно, не всегда еще удается добиться аншлага, тут многое зависит от педагогов и родителей. Чего греха таить, кое-кто рассуждает так: куда проще сводить детей в цирк, а тут классика, нужна определенная работа ума и души...

- А как с озвученными ранее планами о постановке еще одной оперы, кажется, речь шла о «Травиате»?

- Честно сказать, у меня, как у дирижера, есть сомнения по поводу наших возможностей в творческом освоении такого масштабного проекта, как «Травиата». Хотя бы потому, что не наберем столько хороших вокалистов. Работа над оперой потребует колоссальных эмоциональных и временных затрат, не говоря уже о финансовых. Кстати, «Алеко» в этом смысле истинное детище нашего коллектива, ведь мы все делали на собственные средства, идя на риск эксперимента, но системой это быть не может... А если я знаю, что в плане каждого месяца стоит по 24 концерта, невольно задумаешься: когда же работать над оперой?

- Но хотелось бы?

- Идея заманчивая, конечно. Мог бы лишь скорректировать произведение, предложив, например, гораздо более соответствующую нашим исполнительским силам веселую, легкую оперу С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Она, на мой взгляд, и публике нашей гораздо понятнее, ближе нашему кавказскому темпераменту и менталитету, и здесь могли бы в полной мере поучаствовать наши прекрасные народные коллективы. Опыт их успешного участия в «Алеко» надо использовать и далее. А приступать уже пора, если хотим действительно поставить оперу, это работа не одного месяца! Минимум полгода уйдет на освоение материала параллельно текущей работе. Как было и с «Алеко»: достали нотный материал, партитуру, клавир, расписали партии, потихоньку начали репетировать.... Сейчас уже понятно, что на этот шаг надо было пойти! Как дальше - пока трудно сказать. Мечтаем...

- Что ж, будем мечтать вместе! А вокалисты филармонии что-то представят свое в сезоне?

- Во всяком случае, желание у них такое есть. Например, народный артист России Борис Бруснев в октябре-ноябре покажет сольную программу в стиле ретро, это обещает быть очень интересным. Свои сюрпризы публике вынашивают и Елена Астанкова, и Александр Вечеркин...

А вот что касается симфонического оркестра, тут назревает кадровый голод. Я и так уже всех хороших скрипачей в Ставрополе собрал. Пользуясь возможностью, хотел бы обратиться к тем, от кого это зависит: Ставрополю нужен собственный музыкальный вуз! Для начала хотя бы оркестровое отделение на факультете искусств СГУ. В условиях недавно созданного Северо-Кавказского федерального округа это стало бы базой по подготовке кадров для всего региона, а потребности такие, я знаю, есть во всех соседних республиках. Между тем наша одаренная молодежь вынуждена уезжать учиться в другие регионы, в результате мы просто ее теряем!

- Возвращаясь к главной теме нашей беседы: ваш прогноз на предстоящие фестиваль и новый творческий сезон оптимистичный?

- Разве я могу сказать обратное?! Мы во всей своей работе исходим из того, что ставропольская публика достойна видеть и слышать высокое искусство.

- А для начала она, по-видимому, должна прийти в концертные залы!

- И по поводу зала позвольте высказать наболевшее. При том что после капремонта здание краевой филармонии буквально преобразилось, уверен: Ставрополь давно созрел для того, чтобы в городе появилось построенное по специальному (!) проекту современное, оснащенное по требованиям ХХl века здание филармонии, причем в гораздо более подходящем для этого месте, например, в парковой зоне...

- Да уж, без нынешнего рыночного сопровождения! Сегодня к филармонии ни подойти ни подъехать, вместо положенной площадки с цветами и скамейками остановка общественного транспорта, которая вполне могла бы переместиться непосредственно к рынку.

- Кстати, наше нынешнее здание по своим параметрам куда более подошло бы, скажем, Театру кукол или Театру юного зрителя, вот и надо отдать его детям, а филармонию сделать такой, какой она и должна быть сегодня. С двумя сценами, правильной акустикой, со всем положенным комплексом репетиционных и прочих рабочих помещений. Надо дать возможность музыкальному миру приподняться до уровня своего времени. Иначе так и будем «ходить в лаптях»!

«Хватит нам ходить в лаптях!»
Газета «Ставропольская правда»
3 сентября 2010 года