К проблеме водоснабжения Шпаковского района наша газета обращалась неоднократно. Предыдущая публикация – «Воды!» – появилась в «СП» 29 июля 2009-го, в ней шла речь о неудовлетворительной подаче живительной влаги в домовладения села Надежда. И вот в разгар засушливого периода новое письмо. Из того же села. От тех же людей, проживающих на улице Орджоникидзе.

Вода. Минеральная вода

Приведу это послание с небольшими сокращениями:

«В течение многих лет мы, жители пятидесяти домов, расположенных по улице Орджоникидзе, в летнее время остаемся без воды. В 2009-м после многочисленных жалоб во все инстанции (особенно после публикации в «Ставропольской правде») водоснабжение несколько улучшилось. Мало того, осенью прошлого года краевой комитет по ЖКХ выделил более пятисот метров пластиковой трубы для замены изношенного стального водовода. Трубу той же осенью уложили в траншею, но к магистрали до сих пор не подключили. Да и о временных улучшениях с наступлением нынешней жары пришлось забыть: графики подачи воды не выполняются – случается по двое-трое суток задыхаемся от жажды. А если вода и появляется, то без должного напора: колонки не загораются, современные стиральные машины не работают…

Словом, в течение нескольких лет мы так и не можем понять: что это, просто бесхозяйственность или чей-то злой умысел?».

Аргументы работников водоканала

Мастер по ремонту водопитающих сетей села Надежда Владимир Добриков считает, что во многих неурядицах виновны сами потребители: в частности, новая труба, проложенная параллельно донельзя изношенному стальному водоводу, была бы давно уже пущена в эксплуатацию, если бы жители выполнили элементарные требования техусловий – подготовили колодцы со счетчиками-водомерами, привели в порядок домашние разводящие сети. Без этого подключать новую трубу он просто не имеет права…

Что касается нарушения графика подачи воды, то и здесь зачастую причиной является самоуправство потребителей: лезут в распредколодцы, без разрешения (и надлежащих знаний) открывают и закрывают регулирующие задвижки – напор (и без того невеликий) падает…

– Почему-то ни в газовую магистраль, ни в электросети никто самовольно не лезет, – говорит Добриков. – Электричество убить может, газ – взорваться, а с водой, выходит, можно и пошутить…

В свою очередь, руководитель участка филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – Сенгилеевский «Межрайводоканал» В. Савельев сетует на крайнюю изношенность трубопроводов, которые строили еще в советские времена хозспособом. Только по состоянию на первое июля 2010-го было зафиксировано девять повреждений водоводов.

Вторая беда – наличие «ничейных» сетей, которые в свое время должны были принять на баланс муниципалитеты. С последующей передачей в ведение водоканала. Таких бесхозных магистралей в Надежде не один километр. Ни ремонтировать, ни делать профилактическое обслуживание работники водоканала не собираются: на балансе они не стоят. Тратить собственные денежки на латание чужих прорех нынче не принято – рынок-с…

Говорил Савельев и о некоторых положительных тенденциях в водоснабжении этого села: за прошедшие два года удалось заменить несколько сотен метров изношенных труб на новые, привести в порядок угрожающие авариями участки. Но… все это полумеры. По-настоящему наладить бесперебойную работу местного водопровода удастся лишь в том случае, если модернизировать все сети согласно проектной документации, которая изготовлена по заказу сельской администрации. Правда, тут еще одно «но»: денег на эту модернизацию нет…

Аргументы потребителей

Авторы письма с улицы Орджоникидзе встретили меня весьма эмоционально.

Наконец разговор перешел в нужную колею. Выясняется, в ожидании корреспондента местные работники водоканала дали в водоводе по улице Орджоникидзе такой напор, что «аж трубы вибрируют». Оказывается, официальные уведомления о необходимости подготовить колодцы и установить водомеры для подключения к новой трубе (которую краевой комитет по ЖКХ в прошлом году селу подарил) потребители получили лишь в начале августа. А почему не прошлой осенью? Получается, сотни тысяч рублей на год закопали в землю, а «урожая», то бишь улучшения водоснабжения, до сих пор не получили…

Отдельный вопрос – соблюдение графика подачи воды. Мол, в одном из ответов из администрации Шпаковского района на жалобу сельчан (документ у меня имеется) говорится: «приборы водопотребления зафиксировали подачу питьевой воды в дома граждан», так что претензии необоснованны. Но в том-то и дело, что большинство счетчиков реагируют не только на подачу воды: пока до дома дотянется живительная струя, водомер бешено вращается от воздуха, проталкиваемого той самой водой по трубам. Так не один куб набегает. И платить потребителям приходится в буквальном смысле за воздух…

Вот здесь я с жителями улицы Орджоникидзе всецело согласен: сам (не в городе живу) не один год отдавал свои кровные за десятки кубов воздуха. Пока не поставил специальный клапан, который позволяет водомеру считать только то, что ему положено. Говорят, что есть еще водомеры со специальными защитными корректорами. Но они бешеных денег стоят…

Есть у потребителей претензии к властям: говорят, автомойка в Надежде «питается» из общего водопровода. Откуда же надлежащее давление в трубах будет? Но это только версия. На мойке не был, не проверял…

Вместо послесловия

А проверять, на мой взгляд, все изложенное должны не журналисты, а комиссии, в которые входят люди ответственные и компетентные: из краевого комитета по ЖКХ, крайводоканала, правоохранительных органов, сельские депутаты… Вот тогда мы и узнаем, почему год не эксплуатируется новая труба, почему водомеры вместо воды воздухом «питаются», на каком основании люди задвижки открывают или закрывают.

Алексей ЛАЗАРЕВ