16:02, 24 августа 2010 года

Проблема общественных туалетов остро стоит в Кисловодске

Для ясности давайте вернемся к публикации двухлетней давности. Цитирую: «Руководитель администрации КМВ, первый заместитель председателя правительства края (уже бывший. - Н.Б.) Виталий Михайленко принял постановление №49, призванное решить проблему. Но по закону обустройство общественных туалетов – прерогатива муниципальных властей, транспортных организаций. Поэтому в постановлении ключевым стало слово «рекомендовать». А оно, увы, не возымело действия. За последние годы лишь в Георгиевске, в микрорайоне «Березка», построили туалет.

«Между тем ситуация с каждым годом становится хуже и хуже. На Кавминводы, где постоянно проживают около миллиона человек, приезжают свыше 700 тысяч отдыхающих и туристов. Но к услугам жителей и гостей курортного региона всего 182 общественных туалета – в четыре раза меньше нормы, установленной еще Минздравом СССР!»

Вот и в Кисловодске это остается большой проблемой. В преддверии нынешнего курортного сезона глава города Наталья Луценко раз за разом призывала подчиненных подумать, каким образом можно решить проблему.

Ответ очевиден: в центре города, где каждый квадратный метр земли на вес золота, где под землей сплошные коммуникации, а канализационные сети до предела изношены, строить новые капитальные общественные туалеты едва ли возможно. Остается одно – установить биотуалеты. К виду этих аккуратных пластиковых «домиков» уже привыкли во многих крупных городах России. Даже на Красной площади им нашлось место.

Ясно, обустройство города биотуалетами требует ощутимых расходов. А в муниципальном бюджете прорех хватает. Но даже эта проблема в Кисловодске разрешилась бы сама собой. Местное ООО «Дезинфекция – Профессионал» вызвалось на свои деньги закупить, установить и обслуживать биотуалеты. И никаких поводов для опасения: костяк фирмы составляют профессионалы, в свое время трудившиеся в отделах дезинфекции СЭС. От муниципальных служб требовалось только определить места для установки «домиков».

Еще в конце прошлого года дезинфекторы изучили рынок биотуалетов: где лучше, где дешевле; составили бизнес-план. Согласно их прикидкам окупить себя биотуалеты должны были за два года (не такой уж это прибыльный бизнес). И вот в апреле, собравшись с духом и финансами, ООО «Дезинфекция – Профессионал» закупило десять зеленых пластиковых «домиков». Присмотрели и места для них. Собственно, для местных жителей определить, где должен стоять туалет, не проблема. Так, чуть ли не каждый месяц то в одной, то в другой местной газете публикуют письма жителей улиц К. Маркса и Коминтерна, требующих убрать многочисленные лотки, что каждое утро появляются возле Нарзанной галереи. Основной довод жителей: продавцы справляют нужду в близлежащих дворах и подворотнях, отчего там всегда стоит смрад. Ну где, если не здесь, установить биотуалет? Дезинфекторы предложили еще несколько подобных «горячих» (пардон, «вонючих») точек. На всех они побывали вместе с главным архитектором города Никитой Шолтышевым. Везде он лично указал, где можно поставить биотуалет.

Но вскоре выяснилось, дезинфекторы рано радовались. Оказывается, чтобы установить переносную пластиковую будочку, необходимо множество согласований, в каждой инстанции приходилось тратить уйму времени и нервов. Когда же дело дошло до согласований с газовиками, электриками, связистами, водоканальщиками – руки и вовсе опустились. То те, то другие отказывали. Мол, в этом месте под землей проходят наши коммуникации. Хотя ни копать, ни долбить дезинфекторы не собирались. А передвинуть пластиковую будочку, если вдруг понадобится в этом месте ремонтировать коммуникации, пара пустяков.

Однако ж отказ. Значит, теперь придется все согласования начинать сначала...

Так и напрашивается вопрос: почему даже заведомо нужное для населения начинание непременно должно продираться сквозь частокол бюрократических рогаток? Неужели все бумажные хлопоты не могло взять на себя, например, муниципальное управление архитектуры и градостроительства?

«Специфическая волокита»
Газета «Ставропольская правда»
25 августа 2010 года